Модуль методической поддержки (ММП) к теме «Виды выбора нескольких элементов из конечного множества. Формулы числа перестановок, сочетаний, размещений.»
Модуль методической поддержки (ММП) - это методический путеводитель по теме для преподавателей и обучаемых; он задает последовательность ЭУМ, составляющих цельный курс обучения, образуя определенную траекторию, а также содержит методическую информацию по курсу.
Данная тема относится к разделу «Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей» и содержит:
ЭУМ И-типа (A11_032_i01)
Данный модуль предназначен для изучения основных понятий комбинаторного анализа. Результатом его прохождения учащимися должна стать подготовка к формированию у них умения классифицировать исследуемые множества элементов и решать простейшие задачи на вычисление числа комбинаций элементов данного вида. Основная цель данного модуля — развитие комбинаторного мышления и комбинаторной интуиции.
ЭУМ П-типа (A11_032_p01)
Данный ЭУМ содержит 5 заданий. Задания ориентированы на закрепление учащимися понятий «перестановка», «размещение» и «сочетание», соответствующих формул для вычисления числа поднаборов из данного множества элементов. Все задания данного учебного модуля — параметризированы. Это позволяет учителю формировать индивидуальные задания для каждого учащегося.
ЭУМ П-типа (A11_032_p02)
Данный ЭУМ содержит задание с повышенной сложностью. Пользователю предлагается составить магический квадрат 3х3 с одним заданным элементом. Эта старинная задача вызывает большой интерес и в наше время. Общее число магических квадратов n×n при n≥5 не известно до сих пор. (Математическая Энциклопедия: гл. ред. И.М. Виноградов, т. 2. – М.: Советская Энциклопедия, 1979. – 971 стб.) Пользователь должен вставить 8 пропущенных цифр таким образом, чтобы суммы чисел по строкам, столбцам и диагоналям были одинаковы. Решение этой задачи облегчается тем, что в центре квадрата может стоять только цифра 5, указанная сумма цифр равна 15, а в угловых клетках должны находиться четные цифры. Предусмотрена возможность принудительной генерации Пользователем параметризированного задания.
ЭУМ П-типа (A11_032_p03)
Данный ЭУМ содержит задание с повышенной сложностью. Пользователю предлагается вычислить сумму найденных предварительно сочетаний. Т.к. в каждом аквариуме должно быть не меньше двух рыбок, то из старого аквариума в новый можно переселить от двух до n-2 рыбок. Предусмотрена возможность принудительной генерации Пользователем параметризированного задания.
ЭУМ П-типа (A11_032_p04)
Данный ЭУМ содержит задание с повышенной сложностью. Пользователю предлагается 3 задачи разного уровня сложности. В задаче первого уровня сложности надо определить число перестановок из m человек. В задаче второго уровня сложности требуется установить число размещений m человек по n местам. В задаче третьего уровня сложности Пользователь должен найти число перестановок двух человек и число размещений остальных m-2 школьников по n-2 местам и применить правило произведения. Все задания данного учебного модуля — параметризированы. Это позволяет учителю формировать индивидуальные задания для каждого учащегося.
ЭУМ К-типа (A11_032_k01)
Данный ЭУМ содержит 5 заданий. Задания проверяют усвоение учащимися понятий «перестановка», «размещение» и «сочетание», соответствующих формул для вычисления числа поднаборов из данного множества элементов. Все задания данного учебного модуля — параметризированы. Это позволяет учителю формировать индивидуальные задания для каждого учащегося.
ЭУМ К-типа (A11_032_k02)
Данный ЭУМ содержит задание с повышенной сложностью. Задание проверяет умение Пользователя применять правила произведения и суммы. Банка земляничного варенья выбирается из n возможных, малинового варенья – из m возможных, черничного – из k. Ксюша могла выбрать либо земляничное и малиновое варенье (mn способами), либо земляничное и черничное (mk способами), либо малиновое и черничное (nk способами). Полученные значения следует просуммировать. Задание данного учебного модуля — параметризировано. Это позволяет учителю формировать индивидуальные задания для каждого учащегося.
ЭУМ К-типа (A11_032_k03)
Данный ЭУМ содержит задание с повышенной сложностью. Задание данного учебного модуля — параметризировано. Это позволяет учителю формировать индивидуальные задания для каждого учащегося.
Индивидуальные траектории для изучения темы
Индивидуальные траектории изучения темы выстраиваются из возможных индивидуальных траекторий каждого подраздела темы. Так, в теме «Виды выбора нескольких элементов из конечного множества. Формулы числа перестановок, сочетаний, размещений.» можно выделить, например, следующие траектории:
Учитель, организуя учебную деятельность Учеников, может варьировать различные индивидуальные траектории в зависимости от уровня усвоения контента. Изучение данного подраздела предполагается в рамках самостоятельной работы учащихся или под руководством учителя.
Описание инструментов управления содержанием учебного модуля приведено в
Управление_содержанием.doc.