Модуль методической поддержки (ММП) к теме «Решение комбинаторных задач. Формула бинома Ньютона. Свойства биномиальных коэффициентов»
Модуль методической поддержки (ММП) - это методический путеводитель по теме для преподавателей и обучаемых; он задает последовательность ЭУМ, составляющих цельный курс обучения, образуя определенную траекторию, а также содержит методическую информацию по курсу.
Данная тема относится к разделу «Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей» и содержит:
ЭУМ И-типа (A11_033_i01)
Данный модуль предназначен для изучения основных понятий теории вероятностей. Результатом его прохождения учащимися должна стать подготовка к формированию умения у них классифицировать исследуемые события и решать простейшие задачи на вычисление вероятности; а также раскладывать натуральную степень двучлена по формуле бинома Ньютона и вычислять биномиальные коэффициенты по треугольнику Паскаля. Основная цель данного модуля – развитие вероятностного мышления и вероятностной интуиции. ЭУМ также содержит задания для самоконтроля:
– в задании необходимо, используя формулу бинома Ньютона, найти коэффициент в разложении степени двучлена.
– задание предлагает решить уравнение, неизвестное в котором содержится в биномиальных коэффициентах. При этом Пользователь должен воспользоваться свойствами биномиальных коэффициентов.
– задание предлагает Пользователю найти решение системы уравнений, содержащих биномиальные коэффициенты. Решение ищется по треугольнику Паскаля.
– задание предлагает Пользователю вычислить число способов разбиения школьников по командам. При этом фактически используется формула числа сочетаний с повторениями.
Все задания данного учебного модуля — параметризированы. Это позволяет учителю формировать индивидуальные задания для каждого учащегося.
ЭУМ П-типа (A11_033_p01)
Данный ЭУМ содержит 5 заданий. В модуле представлены задачи различного уровня сложности для закрепления учащимися понятий: «перестановка», «размещение» и «сочетание», соответствующих формул для вычисления числа поднаборов из данного множества элементов, а также изучении формулы бинома Ньютона. Все задания данного учебного модуля — параметризированы. Это позволяет учителю формировать индивидуальные задания для каждого учащегося.
ЭУМ П-типа (A11_033_p02)
Данный ЭУМ содержит задачи трех уровней сложности. Задачи имеют геометрическое содержание. В задаче первого уровня требуется найти число способов выбора трёх точек из m данных. Количество выбора трёх точек из m – это число сочетаний. В задаче второго уровня использовать симметрию многоугольника и равнобедренного треугольника, при этом количество равнобедренных треугольников, равные стороны которых сходятся в некоторой вершине, равно числу вершин многоугольника, расположенных по одну сторону от оси симметрии. В задаче третьего уровня вспомнить, что вписанный в окружность прямоугольный треугольник опирается на диаметр и диаметром окружности, описанной вокруг правильного k-угольника (при k=2t), является диагональ, проведённая через противоположные вершины. Задания данного учебного модуля — параметризированы. Это позволяет учителю формировать индивидуальные задания для каждого учащегося.
ЭУМ П-типа (A11_033_p03)
Данный ЭУМ содержит задание с повышенной сложностью. Пользователю предлагается решить задачу о расстановке 5 ферзей, не бьющих друг друга, на шахматной доске размером 5х5 с заданным расположением одного ферзя. Это задание лабораторного типа. Опытным путем учащийся с помощью «мышки» перемещает Ферзей, расположенные под шахматной доской, в ее свободные поля, либо из какой-либо клетки (кроме первоначально заполненной) в другую – свободную, либо из заполненной клетки в на первоначальное место ниже доски. Размещать ферзей следует по горизонталям последовательно сверху вниз. Если на каком-то этапе не удаётся поставить ферзя в данную горизонталь, надо вернуться на шаг назад и попробовать поставить ферзя в этой горизонтали на другое свободное поле. Задача решена правильно, если на доске стоят все 5 ферзей, причём в каждой строке, каждом столбце и на каждой диагонали стоит не более одного ферзя. Задание данного учебного модуля — параметризировано. Это позволяет учителю формировать индивидуальные задания для каждого учащегося.
ЭУМ К-типа (A11_033_k01)
Данный ЭУМ содержит 5 заданий. В модуле представлены задачи различного уровня сложности для проверки усвоения учащимися понятий перестановка, размещение и сочетание, знании треугольника Паскаля и свойств биномиальных коэффициентов. Все задания данного учебного модуля — параметризированы. Это позволяет учителю формировать индивидуальные задания для каждого учащегося.
ЭУМ К-типа (A11_033_k02)
Данный ЭУМ содержит задание с кратким ответом. В данном задании предлагается вычислить количество вариантов, используя формулы числа сочетаний, правила произведения и суммы. Задание данного учебного модуля — параметризировано. Это позволяет учителю формировать индивидуальные задания для каждого учащегося.
Индивидуальные траектории для изучения темы
Индивидуальные траектории изучения темы выстраиваются из возможных индивидуальных траекторий каждого подраздела темы. Так, в теме «Решение комбинаторных задач. Формула бинома Ньютона. Свойства биномиальных коэффициентов» можно выделить, например, следующие траектории:
Учитель, организуя учебную деятельность Учеников, может варьировать различные индивидуальные траектории в зависимости от уровня усвоения контента. Изучение данного подраздела предполагается в рамках самостоятельной работы учащихся или под руководством учителя.
Описание инструментов управления содержанием учебного модуля приведено в
Управление_содержанием.doc.