Опыт внедрения ИИП «КМ-Школа» в МОУ лицее №2 г. Мурманска
Юр-Кирилюк Ольга Юрьевна, зам.директора по НМР,
Веткина Марина Николаевна, учитель информатики,
лицей №2, г. Мурманск
Для успешного функционирования «КМ-Школы» в ОУ, на наш взгляд, необходимы 2 составляющие:
- Техническая готовность ОУ
- Кадры - Инициативная группа педагогов
ПЕРВАЯ составляющая — техническая готовность — включает в себя:
- наличие компьютеров,
- объединение их в локальную сеть,
- наличие Сервера,
- открытый доступ в Интернет
На момент приобретения ИИП «КМ-Школа» лицей располагал лишь одним компьютерным классом и компьютерами в библиотеке и учебной части, а ведь известно, что работа КМ возможна только при надежном функционировании локальной компьютерной сети. Поэтому на первом (организационном) этапе ее монтаж стал главной технической задачей.
ЛОКАЛЬНАЯ СЕТЬ
Не секрет, что в условиях заказа работ через конкурс или котировку весьма непросто добиться качества закупаемого продукта.
В случае котировки определяющим аргументом является цена. Есть много примеров, когда победившая в котировке фирма, предложившая минимальную цену, соответственно применяет самые дешевые материалы и решения. В этом случае можно уверенно прогнозировать большие денежные и временные затраты на поддержание работоспособности сети и трудности с ее дальнейшим развитием.
Мы стремились сделать работы пусть недешево, но качественно и надолго и с возможностью развития сети как в ширину (подключение новых кабинетов), так и в глубину (развитие новых сервисов). Выбор исполнителя проекта осуществлялся через открытый конкурс, где при выборе победителя есть возможность учитывать качество и уровень гарантий предлагаемых потенциальными исполнителями решений.
На этапе подачи заявки на конкурс сразу возник вопрос: почему за счет федеральной субвенции должно оплачиваться подключение к сети не только предметных кабинетов, но и кабинетов администрации.
Ознакомившись с особенностями функционирования «КМ-Школы», мы убедились, как важна согласованная работа всех участников образовательного процесса. Поэтому нашим аргументом был тот факт, что без установки АРМ Директора, Завуча просто невозможно нормальное функционирование «КМ-Школы» а следовательно и образовательный процесс. И этот аргумент был принят.
СЕРВЕР
Наряду с качеством кабельной сети важную роль играет надежный и производительный сервер. Важно понимать, что это не просто мощный компьютер, который можно купить в любом компьютерном магазине, а ПК, собранный из серверных комплектующих, способный:
- работать в круглосуточном режиме,
- самостоятельно выключаться при выключении питания и включаться при его появлении,
- не реагировать на перепады напряжений,
- с 5 летней гарантией, предполагающей сервисное обслуживание и устранение проблемы за фиксированное время.
(Правда пока у нас сервер начального уровня (30 тыс. руб), но мы планируем приобрести более производительный)
ИНТЕРНЕТ
Что касается доступа в Интернет, Лицей использует типовое решение в рамках ПНП (неограниченный доступ по технологии ADSL со скоростью до 128 Кбит\с).
В результате в настоящее время Лицей располагает компьютерной сетью, объединяющей 29 компьютеров в учебных кабинетах, библиотеке, кабинетах администрации, 2 компьютерных класса и сервер. Имеется 25-летняя гарантия на кабельные соединения.
ВТОРОЙ составляющей процесса внедрения «КМ-Школы» и успешного запуска является наличие заинтересованных специалистов:
в первую очередь — это группа лиц, ответственных за процесс внедрения.
Сначала в Лицее мы пытались запустить «КМ-Школу» собственными силами: я — как завуч, которому был поручен этот процесс, и учитель информатики — как технический специалист. Однако довольно быстро стало понятно, что хотя бы на первом этапе нам просто необходима помощь специалистов.
Главный фактор - это недостаток времени и загруженность, повышенные требования к учителю информатики как сетевому администратору. Поняв это, Лицей стал решать данную проблему через приглашение специалистов ГИМЦРО - инженера Замолина С.В. в качестве системного администратора и методиста Веткиной М.Н. для обучения пользователей КМ.
Неоценимую помощь оказала Вера Павловна Короповская, которая не раз была в лицее, проводя консультации-практикумы. И лед тронулся…
Был разработан и утвержден план внедрения в лицее «КМ-Школы», определены основные этапы, сроки, ответственные.
Начался второй этап — этап обучения работе в среде. Были проведены информационные семинары в коллективе, на которых учителя узнали о возможностях «КМ-Школы». Сразу возникла необходимость совершенствования своих навыков работы с ПК, потому что стало ясно, что для обучения работе в КМ будут допускаться педагоги, уже имеющие пользовательские навыки работы на компьютере. Сразу сформировались группы по уровню подготовленности.
Были организованы:
- Дистанционное обучение трех консультантов( по программам для учителя, руководителя ОУ, тьютора)
- Работа методического кабинета (создание и пополнение медиатеки, методических разработок)
- Курсы для учителей лицея
Методический кабинет в лицее создан на базе второго компьютерного класса, который используется учителями - предметниками для проведения уроков в среде КМ, самостоятельной работы, подготовки к урокам , проектной деятельности учащихся, подготовки к олимпиадам, конференциям и т.д.
В качестве приоритетных направлений при внедрении «КМ-Школы» на данном этапе мы выбрали следующие:
- урочная деятельность
- внеклассная работа
- информационные тренинги
- проектная деятельность учащихся
- использование удаленного рабочего места учителя и учащихся
Одним из недостатков можно назвать медленную загрузку медиаобъектов при работе в сети.
Работа в «КМ-Школе» предоставляет возможность для стимулирования труда учителя:
- Первоочередное оснащение кабинета как мультимедиа класса (компьютер+проектор+экран-интерактивная доска)
- Материальное стимулирование (в рамках новой системы оплаты труда)
- Предоставление удаленного доступа к VIP.КМ
В процессе работы мы поняли, что сотрудничество с «КМ-Школой» будет продолжено и определены дальнейшие направления работы лицея в «КМ-Школе»:
- Создание базы данных
- Информатизация управленческих процессов( АРМ Директора, Завуча и т.д.)
- Пополнение методического кабинета
- Участие в конкурсах КМ
- Развитие и совершенствование сайта лицея
- Популяризация возможностей «КМ-Школы» (семинары, открытые уроки для учителей города)