Добавить сайт в избранное
 
 Найти
На главную Контакты Карта сайта
О компаниях «Кирилл и Мефодий» и «КМ Образование»
Все о КМ-Школе
Купить КМ-Школу
Обучение
Этапы внедрения
Методическая поддержка
Техническая поддержка
Конкурсы
Наши пользователи
СМИ о нас
Наши партнеры

Школьный сектор ассоциации РЕЛАРН

Все партнеры


Новости Уроки е-КМ-Школа Демо-версия КМ-Wiki

Пресса о нас

Учат в школе

Журнал «TechnoNEWS»,
№18, 01.08.2005

Игорь Веселов

Образовательный рынок в России преодолел период стагнации и сейчас активно модернизируется. Эксперты, да и сами учителя убеждены, что фундаментом образования будущего станут компьютеры. Но чтобы обеспечить повсеместную информатизацию, нужно перетряхнуть все существующие в системе образования устои.

Если в американский «золотой век», в 1950-е годы, помпезные рекламные проспекты наглядно изображали, как изменят наш быт и творчество техника на грани фантастики и мирный атом, то сейчас то самое время, когда сказка делается былью. Холодильники с доступом в Интернет оккупируют наши кухни, видеоконференции становятся привычным средством общения в бизнесе, а врачи все чаще дают консультации и даже делают операции через Интернет, находясь порой за тысячи километров от пациента. Одна из областей человеческой деятельности, куда, казалось бы, так и просится компьютерная техника, — система образования. Мультимедийные и вычислительные возможности современных персональных компьютеров как нельзя лучше подходят для модернизации образовательного процесса и при грамотном применении способны совершить революцию в методике преподавания. А если взглянуть на вопрос с изнанки, то получится, что обучающие технологии — самое серьезное применение компьютерных мощностей, если не считать профессиональные задачи. Игры, музыкальная фонотека и домашний кинотеатр — по сути, баловство, мало оправдывающее покупку домашнего компьютера. А вот обучающие программы — как раз те задачи, где новомодные виртуальные технологии не только придутся к месту, но и будут практически необходимы. Эту простую истину давно усвоили и хитрые сорванцы, намеревающиеся уговорить родителей купить им компьютер, и западные методисты, определяющие образовательную политику. Поэтому в странах загнивающего капитализма компьютеры давно стали неотъемлемой частью обучающего процесса и обслуживают полный цикл обучающих заведений — от начальной школы до колледжей и университетов.

А на российских просторах, где до сих пор «великие умы» бьются, выясняя, какого же рода сеть Интернет, поставленные рядом слова «компьютер» и «образование» у большинства людей, знакомых со школьными реалиями, вызывает лишь одну стойкую ассоциацию: обшарпанные компьютерные кабинеты, в которых стоят нестройными рядами покосившиеся 386-е пенсионного возраста, да уроки информатики, на которых маловменяемые тетеньки на пальцах объясняют детям «бейсик», а те старательно записывают в тетради наборы непонятных латинских символов. Впрочем, здесь я излишне сгущаю краски, ибо времена, когда вышеописанные картины были частью суровой реальности, постепенно проходят. Еще в середине 1990-х на самой верхушке российской образовательной системы было решено, что компьютер — незаменимый инструмент в деле подготовки мозгового капитала, и плавно начала реализовываться программа по информатизации школ и вузов. Еще раньше «проснулись» коммерческие структуры и частные благотворительные фонды, которые стали поставлять в избранные школы современную по тем меркам компьютерную технику. Однако даже когда в дело компьютеризации образовательных учреждений в меру сил включилось государство, чтобы попасть в число избранных школ, куда устанавливали современную технику, обычным общеобразовательным школам, не имеющим отношения к «элитным» заведениям, нужно было сильно отличиться на олимпиадах, конкурсах и конгрессах. Еще уже был круг средних школ, куда устанавливали не разрозненные наборы компьютеров без соответствующего софта и периферийного оборудования, а полноценные комплекты машин, оснащенных сканерами, принтерами, проекторами и другой периферией.

Девяностые - время наивного дилетантизма и пафоса: тогда любые попытки использовать компьютеры в процессе обучения назывались методиками и раскручивались как неизмеримая заслуга коллектива данной школы, даже если роль персональных ЭВМ сводилась к распечатке докладов. Однако проблема в том, что получить компьютеры — это только полдела, надо еще научиться с ними обращаться. Надо заметить, человек, воочию увидевший, как реализуется информатизация в приличной столичной школе, на собственной шкуре ощущает такое абстрактное понятие, как компьютерная культура. К сожалению, с этой самой культурой тогда были большие проблемы. Из доставшейся (притом не полученной по распределению, а заработанной благодаря активному участию в образовательных выставках и конференциях) партии компьютеров несколько машин сразу шли на «информатизацию» бухгалтерии и директорского кабинета, а самый мощный компьютер становился экспонатом квартиры директора. Из оставшегося «парка» формировался компьютерный класс. Разрывающееся от восторга сердце сорокалетней учительницы информатики, до того перед каждым уроком высказывавшей сожаление, что школа никак не обзаведется нормальной компьютерной техникой, не выдержало бы, случись при ней полноценное внедрение компьютеров в образовательный процесс. И потому, видимо, в порядке заботы о своем психическом и физическом здоровье, информатичка превращала поступившие в ее распоряжение компьютеры в бесплотных идолов, героев популярной школьной легенды. Раз в неделю она усаживалась в безлюдном компьютерном кабинете и предавалась ритуальному общению с ПК, разговаривая с ними на каком-то шаманском языке. После сеанса практической магии она запирала кабинет на амбарный замок. В течение всей недели кабинет ни разу не открывался и в него не дозволено было зайти ни одному человеку, что учительница мотивировала заботой о сохранности баснословно дорогой техники от злоумышленников. Само собой, за год ни одного урока информатики в достойно оборудованном, с иголочки отделанном кабинете проведено не было, и отличающаяся здоровым консерватизмом преподавательница все так же объясняла ученикам устройство ЭВМ, рисуя схемы и таблицы мелом на доске.

К счастью, не только этой повести, которой нет печальнее на свете, достоин процесс информатизации среднего образования. Вашему корреспонденту посчастливилось быть выпускником школы, в которой с начала 1990-х годов существовала «экспериментальная площадка». В предметном классе (история и краеведение) установили разношерстную компанию передовых по тем временам «Макинтошей». Есть подозрение, что это было вообще одно из первых в Москве заведений, где завелись «Маки» в количестве больше одного. Машины не простаивали без дела: старшеклассники-энтузиасты освоились в незнакомой компьютерной среде, изучили популярный некогда мультимедиа-пакет Hyper Studio и приступили к созданию собственных проектов. То были не просто красочные презентации - проекты представляли собой настоящую интерактивную среду с интуитивно понятной навигацией, наглядно отображающей собранные материалы, и включали в себя текст, изображения (некоторые из них были отсканированы с редчайших книг), звуковые и видеофрагменты, а также анимированные рисунки. Эти работы были вполне сравнимы с расплодившимися чуть позже обучающими программами и виртуальными энциклопедиями - только были сделаны не в пример честнее и вместо красочной мишуры предлагали солидный объем действительно полезных данных. Шли годы, школа и «экспериментальный» педагог выпускали класс за классом, «Макинтоши» неуклонно старели и в отсутствие грамотного системного администратора работали все более расхлябанно, новые проекты, сделанные на несовременном оборудовании, смотрелись не столь впечатляюще. Тем с большей радостью было встречено на рубеже веков обновление парка компьютеров, заслуженное ударной «проектной» деятельностью и неоднократными победами на устроенных высоким образовательным начальством конкурсах школьных проектов.

На смену поработавшим на славу «Макам» пришли несколько более банальные «Пентиумы» от известной российской фирмы «Ф******», часть из которых все же избежала заточения в кабинете информатики. Был также обновлен набор периферии, специалисты-сетевики вместо дряхлой паутины наладили пристойно функционирующую локалку. Теперь компьютеризации подверглась не только творческая деятельность школьников, но и сам процесс обучения. Преподаватели получили возможность на уроках демонстрировать через проектор презентационные слайды и фрагменты из коммерческих обучающих программ и раздавать тестовые задания в виде распечаток. Жить стало лучше, жить стало веселее.

На этой, довольно высокой ступени компьютеризации обучения возникли проблемы более глубокие, чем устройство технической базы. Оказалось, что учителя, которым предложили столь комфортные условия, что им позавидовали бы даже иные московские коллеги, всячески противились нововведениям. Многие были идеологическими противниками компьютерных методик преподавания, полагая, что лучше усваиваются проведенные по старинке уроки, другие и вовсе сторонились компьютеров, опасаясь что-нибудь в них сломать. Несмотря на очевидную абсурдность этих предрассудков, компьютеры чрезвычайно медленно входят в практику учителей, и зачастую компьютерные технологии решаются использовать на своих уроках только недавно пришедшие молодые учителя. С другой стороны, школьники тоже противятся компьютеризации уроков. То есть они, конечно, очень радуются тому факту, что в школы ставят новые компьютеры, но предпочитают использовать их, тайком играя в игры и высиживая «казенный» Интернет. Представляется, что бороться с такими неурядицами несложно — это вопрос обучения детей компьютерной грамотности с малых лет да профессионального администрирования. С учителями дело обстоит несколько сложнее. Перед поставщиками программно-аппаратных образовательных комплексов стоит задача организации обучающих курсов, которые должны не только разъяснить учителю, как пользоваться той или иной программой, но и заинтересовать преподавателя, чтобы он сам начал разрабатывать собственную методику, основанную на тандеме учителя и компьютера. Ведь любой обучающий компьютерный курс - это лишь продвинутый учебник, а наилучший результат получается, когда преподаватель сам планирует ход уроков, временами отклоняясь от учебного плана, а на уроках выкладывается на полную. Исполнительный директор компании «Кирилл и Мефодий» Сергей Дьяконов, демонстрируя нам обучающий комплекс «КМ-Школа», рассказал, что, по его наблюдениям, учителя на уроках обычно вынуждены бороться за внимание учеников, чтобы обратить его на предмет изучения. В случае использования хорошей программы, по его мнению, учитель вынужден, наоборот, перетягивать внимание чересчур увлекшихся школьников на себя. Курсы по подготовке учителей, способных эффективно использовать компьютерные комплексы в обучении, сейчас устраивают как многие поставщики обучающих программ и комплексов, так и — централизованно — государственные учреждения, такие как Московский институт повышения квалификации работников образования.

Главное достоинство компьютерных методик обучения — в том, что они позволяют превратить образовательный процесс в игру. Особенно хорошо получается реализовать эту концепцию в начальной школе, где различные группы разработчиков предлагают решения, основанные на элементарных играх. Один из лидеров на этом рынке - Институт новых технологий, чьи программы «ПервоЛого» и «ЛогоМиры» уже более 10 лет используются в начальных классах передовых школ. В отличие от многих развивающих игр, в программах серии «Лого» все упражнения подчинены общим концепциям. Главная из них - представление темы урока в виде конструктора, комбинируя детали которого можно создавать собственные виртуально-функционирующие модели. Кроме того, на базе ИНТа создаются обучающие площадки с полностью оборудованными наборами для детского творчества, ключевая составляющая которых - компьютер. Эти наборы варьируются от простейших конструкторов для младших классов до настоящих мини-лабораторий, помогающих школьникам постичь основы физики, химии и других предметов, в которых важно отвлечься от сухой информации, подаваемой в учебниках, в сторону наглядных примеров. Кроме того, ИНТ освоил применение столь сложных устройств, как цифровые видеокамеры или компьютерные микроскопы от Intel, благодаря чему школьники могут почувствовать себя настоящими маленькими исследователями.

Вся соль концепции игрового обучения, о котором наперебой твердят новомодные учебные проспекты, методические планы и прочие агитки, призванные произвести впечатление на больших начальников, заключается даже не в увлекательности процесса обучения. Детям, конечно, интересно возиться с техникой и конструкторами, однако конечная эффективность уроков все равно зависит главным образом от профессионализма учителя. Революционная роль компьютеров заключается в том, что они в корне меняют изначальный посыл образовательной системы - и потому иные консервативно настроенные учителя опасаются новых информационных технологий.

В опубликованной в журнале «Компьютерра» статье «Натуральная этика использования компьютера в образовании» автор упоминает, что наша система образования (не та, которая скопирована с прусской, а вообще вся схема получения знаний в школе) уходит корнями в XVII век. Именно тогда епископ-протестант Ян Амос Коменский создал класс-школу, практически без изменений дошедшую до наших дней. Класс-школа, в которой впервые сложилась схема, когда целая группа учеников слушает учителя, руководствующегося учебником, была выгодна в первую очередь благодаря стандартизации процесса образования. Если до этого образование было индивидуальным и его эффективность во многом зависела от связки «учащийся-наставник», то система Коменского поставила образовательную методику на поток, что было действительно необходимо для обучения основам грамотности и, естественно, богословия большого количества сельских жителей. По большому счету, здесь мы впервые сталкиваемся с конвейером, рассчитанным на то, чтобы в максимально компактном виде «заложить» в головы многочисленных учеников некий единый стандарт упорядоченных знаний. От предлагаемых учебников учителям не разрешалось отклоняться, и роль учителя здесь свелась к роли транслятора учебного материала для лучшего усвоения. Однако КПД «конвейерной» школы может достигать по некоторым предметам всего 10%. Все потому, что система «учитель говорит - ученик записывает» неплохо подходит для изначально рассчитанных на нее предметов, таких как грамматика и основы богословия, но совершенно провальна в тех случаях, когда предмет требует большей абстракции (геометрия) или, наоборот, наглядности в подаче материала (физика, химия). Кажется невероятным, но именно в XVII веке, названном многими деятелями науки «веком разума», дошедшие из древности ценности, согласно которым процесс образования сугубо индивидуален, а знания - неповторимое богатство каждого отдельного индивидуума, вдруг сменились этим «конвейером», в основе которого - не передача личного опыта, а закладывание в головы учеников некоего универсального стандарта знаний.

Такой подход, во-первых, совершенно не учитывает разного уровня способностей учащихся. И хотя в теории у нас существуют методики для индивидуальной работы с отстающими или, наоборот, выдающимися учениками, на практике действует уравниловка: посредственных учеников вытягивают на приличные оценки, лишь бы только выпустить из школы, а блистающие ученики, проявляющие неподдельный интерес к предмету, сталкиваются с нежеланием учителей выходить за рамки учебной программы, из-за чего на большинство вопросов педагоги отвечают обычно «вы этого все равно сейчас не поймете». Компьютерные системы обучения - может, и не панацея, но средство, помогающее диверсифицировать рабочий процесс. По сути, оценки перестают быть главным критерием успеваемости, и обучение получает ориентацию не на результат, а на процесс получения знаний. Скучная система «от урока до контрольной работы» заменяется разветвленным набором компьютерных лекций, слайдов, аудио- и видеороликов, а вместо контрольных и тестов учащимся предлагается попробовать себя в игровых заданиях, при этом нет прямой зависимости между их выполнением и итоговой оценкой. Из этого вытекает второе преимущество компьютерных методик: школьники получают возможность заниматься тем, что им действительно интересно. Не секрет, что большинство взрослых людей вспоминают школу как старорежимную обязаловку, как нкий вид заточения, которое ребенок должен вынести ради знаний и будущего успеха. Так почему бы не позволить ученику прямо сейчас вместо выполнения однообразных тестов и контрольных работ заняться интересной для него деятельностью: проектированием, экспериментами и опытами, если речь идет о точных науках, или исследованиями и созданием индивидуальных творческих проектов? Как показывает практика, единственные знания и навыки, которые по окончании школы не остаются лежать мертвым грузом, - это приобретенные с интересом и рвением. В конце концов, познавательная и творческая деятельность - вот основной смысл жизни человека разумного, и чем больше в детях развивать творческую свободу и привычку мыслить самостоятельно, а не отвечать заученные наизусть параграфы, тем меньше вероятность, что в будущем, когда ребенок превратится в самостоятельную личность, груз житейских проблем помешает ему заниматься собственным развитием и осознанными творческими поисками. Плюс к этому автоматически, в дружественной форме, дети приобретают пресловутую компьютерную грамотность, которая станет впоследствии выгодным пунктом в резюме.

Первой на образовательный рынок вышла славная компания Apple, дилеры которой стали поставлять в школы и колледжи свои компьютеры. Интересно, что при довольно узкой линейке продуктов у Apple почти всегда были модели для образовательных нужд. Когда-то ими были забавные разноцветные iMac, потом корпорация выпустила компьютер, изначально предназначенный для образования, - eMac. Недорогая модель с отличным соотношением цены и качества прижилась не только в образовании, но и, например, в издательском деле. Однако в нашей образовательной системе «Макинтоши» как-то не прижились. Скорее всего, это дело случая, ведь в начале 1990-х продвинутый образовательный рынок, выходящий за рамки уроков информатики, был за «Маками», но потом поставщики свернули столь активную деятельность, да и саму Apple стало лихорадить, и тандем Microsoft и Intel, обычно выступающий на рынке образования в роли догоняющего, вырвался вперед. Надо отметить, что если для Microsoft основным инструментом продвижения является финансовая политика (например, скидки на операционные системы и офисные пакеты для образовательных учреждений) и благотоворительная деятельность, то Intel предлагает и специализированное школьное оборудование, например цифровой микроскоп Digital Blue QX3, который не может похвастаться рекордным увеличением, зато выводит четкую картинку прямо на монитор. Третий участник поставок - это, как правило, российская фирма- сборщик: она обычно и определяет комплект поставок, вид компьютеров (ноутбуки или настольные машины) и набор периферийного оборудования.

Но все-таки «железо» остается лишь набором микросхем, если для него нет качественного программного обеспечения. В этом сегменте тоже в последние годы произошли заметные изменения. Еще не так давно рынок был наводнен всевозможными обучающими и развивающими программами. Некогда я работал обозревателем свежего софта в одном уважаемом компьютерном журнале — и мне на рецензию приходило множество дисков с образовательными программами. Хотя среди них встречались и жемчужины, большинство были бессодержательными пустышками в красивой упаковке, полной мишуры. Сейчас же на рынке появляются программы нового поколения. С одной из них, комплексом «КМ-Школа», удалось близко познакомиться. «КМ-Школа» — это единая среда, предназначенная для полной информатизации школы. Она состоит из двух модулей. Первый предназначен для компьютеризации канцелярской работы (автоматическое составление расписания, графика звонков, ведение классных журналов, хранение личных дел преподавателей и учащихся), второй представляет собой универсальную образовательную среду.

Программа предполагает установку на школьный сервер и рассчитана на использование в компьютерном кабинете, где у каждого ученика есть доступ к компьютеру. «КМ-Школа» содержит обширную базу данных и наборы готовых уроков практически по каждому основному школьному предмету и, что самое главное, позволяет учителю составлять собственные уроки, слайды и задания при помощи простой в использовании программной оболочки. Еще одна особенность программы — это ее структура. Основные данные хранятся на школьном сервере и доступны как с любого компьютера в локальной сети, так и через Интернет. Таким образом, ученики могут сдавать в электронном виде домашние задания или нагонять уроки, пропущенные по болезни. Вместо контрольных тут — составленная в довольно свободном виде система тестов, по своей форме напоминающая задания, которые школьники должны будут писать на выпускных экзаменах в рамках ЕГЭ.

Конечно, программа не идеальна (например, не слишком хорошо проработана система проверочных работ по алгебре), но к осени ожидается свежая, третья версия «КМ-Школы», где, надо полагать, большинство недочетов будут устранены. Ведь по совокупности факторов продукт приближается к полноценному решению внедрения компьютеров в образовательный процесс.

Первоисточник >>

   © ООО «Кирилл и Мефодий», 2009                        Администратор: admin@km-school.ru