Портрет КМ-лидера школы
Обучаясь на дистанционном курсе для руководителей «Проект развития информационно-образовательного пространства школы: практикум эффективного управления с „КМ-Школой“», директора и завучи школ в качестве одной из контрольных работ разрабатывают презентацию «Мой портрет». Сложность при этом заключается в том, что его надо сделать в среде «КМ-Школа».
В большом энциклопедическом словаре дано такое определение модного сегодня слова «лидер»: «лидер от англ. leader - ведущий, руководитель, от lead - вести - глава, вождь, руководитель политической партии, профсоюза или другой общественной организации».
В курсе обучения словом «лидер» названы руководители образовательных учреждений. И это не случайная замена уже привычных слов «директор», «завуч» и т.д. Слово «лидер» в сознании людей ассоциируется не столько с официальным руководящим постом, с чиновником, осуществляющим функции контроля и оценки деятельности вверенного ему заведения, сколько с человеком, наделенным особыми дарами: инициативой, волей, умением ставить цель и ее добиваться, брать на себя ответственность за других и отвечать за последствия.
В курсе дистанционного обучения для руководителей есть задание, при выполнении которого действительно отразились лидерские качества наших руководителей образовательных учреждений, пользователей «КМ-Школы». Это контрольная работа, результатом которой должен быть рассказ о самом себе, выполненный в среде «КМ-Школы». В презентации «Мой портрет» руководители рассказывают о своих интересах, увлечениях, предпочтениях. Небольшой рассказ о самом себе, но по раннее сформулированным вопросам:
- Чем бы я хотел(а) заниматься?
- В какое время я хотел(а) бы жить?
- С кем бы я хотел(а) побеседовать?
Анализируя эти контрольные работы, сотрудники Учебно-методического отдела смогли сделать ряд интересных психологических наблюдений:
Наблюдение I (Чем бы я хотел(а) заниматься?)
Наши школьные лидеры ставят перед собой высокие цели, а высокие цели — это и великие свершения. На вопрос: Чем бы я хотел(а) заниматься? — были получены следующие ответы:
- заниматься просветительской деятельностью;
- заниматься аналитической деятельностью;
- узнать все звезды и планеты Солнечной системы;
- жизнь украшается двумя вещами: изучением математики и ее преподаванием, поэтому я хотела бы изучать практическое применение геометрии в жизни людей;
- мне интересна история возникновения и развития русской словесности;
- и др.
Есть еще одно важное наблюдение в формулировании жизненных целей и задач лидеров: желание быть полезным людям. И это качество, наверное, одно из самых важных для руководителя.
Наблюдение II (С кем бы я хотел(а) побеседовать?)
На вопрос «С кем бы я хотел(а) побеседовать?» — ответы были тоже достаточно неожиданные, хотя подтверждающие лидерские качества наших респондентов:
с А.С. Пушкиным |
|
с В.В. Путиным |
|
с Сальвадором Дали |
|
с выдающимися русскими мыслителями и писателями XIX века |
| |
А если для беседы были выбраны столь незаурядные личности (при этом в самых разнообразных сферах деятельности), то, значит, и предмет беседы тоже должен быть незаурядным. Не просто поболтать о том—о сем, а, как писал наш великий русский поэт:
Меж ими все рождало споры И к размышлению влекло: Племен минувших договоры, Плоды наук, добро и зло, И предрассудки вековые, И гроба тайны роковые, Судьба и жизнь в свою чреду, Все подвергалось их суду. (А.С. Пушкин «Евгений Онегин») |
Наблюдение III (В какое время я хотел(а) бы жить?)
Ответы на вопрос «В какое время я хотел(а) бы жить?» — тоже дают пищу для размышлений. Ведь выбор эпохи — это своеобразная характеристика личности. Какую ты предпочитаешь жизнь: спокойную, благополучную или моменты общественных и социальных переломов, время, когда перед твоими глазами творится сама история? А, может быть, это время интенсивного развития человеческой мысли, поиска и открытий? Ответы:
- В XVIII веке (это время создания российской культуры).
- Время не выбирают! Считаю, что родился, жил и живу в самое подходящее время! Со всеми его прелестями и недостатками! (время смены экономических формаций, разрушения политических систем).
- Я хотела бы жить во времена строительства пирамид (время рождение цивилизации).
- Я хотела бы жить в период открытия планет Солнечной системы (время рождения науки).
- Хотела бы жить в период расцвета русской литературы и искусства (это период новых открытий и достижений во всех областях культуры и науки).
- Хочу жить в 27 веке до н.э. (опять - время рождения человеческой цивилизации).
- Жить предпочитаю в начале 20 века, выполняя поручения Николая Второго (а это время, про которое с полным правом можно сказать словами Ф.И. Тютчева: «Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые…»).
Итак, слово «лидер», имеющее в нашем обществе, безусловно, положительную эмоциональную окраску, может быть отнесено не к чиновнику, занимающему руководящий пост, а к человеку, чьи личные достоинства побуждают его не останавливаться на достигнутом, ставить перед собой новые задачи, искать, экспериментировать, делать открытия, преодолевать трудности. А также ставить новые проблемы перед вверенным ему коллективом учителей, побуждая их учиться и учить по-новому.
Не спи, не спи, работай, Не прерывай труда, Не спи, борись с дремотой, Как летчик, как звезда.
|