Библиотечные занятия для формирования информационной грамотности на основе использования ИИП «КМ-Школа»
И.В. Шалыгина |
Учителя и библиотекари все больше говорят об информационной грамотности как о важнейшем навыке современного человека. Задача библиотекарей — стать навигаторами в информационном пространстве, специалистами, способными облегчить и ускорить блуждание в виртуальной сети, экспертами, помогающими найти и оценить полученную информацию. Особая проблема для всех пользователей библиотеки - новые электронные ресурсы. Работа с ними иногда создает большие сложности. Здесь важна роль школьного библиотекаря, который может объяснить, что эти ресурсы - лишь инструменты обучения и образования, что они не самоцель, а только средства для достижения цели.
Пользователи, приходя в библиотеку за информацией, способны потерять веру в свои силы. Они думают, что стоит им войти в Интернет, как все их информационные проблемы будут решены. Обычно все бывает как раз наоборот. Школьный библиотекарь может помочь им в работе с Интернетом, а также уменьшить разочарование, возникающее у них в результате поиска информации. Самое главное — за максимально короткое время найти в Интернете релевантную и качественную информацию. Сами же учащиеся должны постепенно выработать в себе умение находить, синтезировать и усваивать информацию и новые знания из всех предметных областей данного собрания ресурсов. Вот почему организация и осуществление программ информационной грамотности - в числе самых важных задач библиотеки.
Особый информационный ресурс представляет собой ИИП «КМ-Школа»:
Во-первых, ИИП «КМ-Школа» позволяет дополнить информационно-образовательное пространство уникальными образовательными ресурсами: готовыми уроками, медиатеками, энциклопедиями, базой тестовых заданий. Достоинство Базы знаний «КМ-Школы» заключается в том, что этот информационный ресурс одинаково доступен всем учителям, независимо от преподаваемого предмета, и всем ученикам. Кроме того, этот материал принципиально избыточен по объему, что позволяет углублять и расширять учебные программы в зависимости от образовательных потребностей учащихся и специфики школы.
Во-вторых, ИИП «КМ-Школа» позволяет более технологично организовать обмен информацией между всеми участниками образовательного процесса. Решение этой задачи достигается за счет того, что все основные субъекты образовательного процесса имеют в «КМ-Школе» свои автоматизированные рабочие места (АРМы), при этом предусмотрены каналы обмена информацией и места общего доступа. Например, учитель из своего рабочего места может перейти к работам, создаваемым учащимися в своем индивидуальном портфеле, он может вносить комментарии к работам учащихся, копировать ученические работы в свой «Индивидуальный портфель». Модуль «Методический кабинет», в который все учителя могут выставлять свои работы для общего доступа и обсуждения.
В-третьих, это богатейший лицензионный ресурс существенно дополняет ресурсы библиотеки, сочетание Интернет-интранет технологий позволяет рассматривать «КМ-Школу» как уникальную среду для формирования навыков информационного поиска и, в целом, информационной культуры.
Большинство специалистов, занятых в сфере образования, на сегодняшний день осознают необходимость изменения отношения к информационным ресурсам. Традиционные курсы «Основы библиотечных знаний» уже не соответствуют новым требованиям и дополняются основами информационной грамотности, которые включают использование поисковых систем Интернета, электронных источников информации, новых возможностей коммуникации.
В обучении пользователей необходимо учитывать три основных момента:
- знание библиотеки: для чего она служит, какие услуги предоставляет, как организована и какими ресурсами располагает;
- навыки поиска и использования информации;
- мотивации для обращения к библиотеке в ходе формальных и неформальных учебных проектов.
Материалы к библиотечному занятию по теме «Как искать и находить информацию?» на основе использования Библиотеки и АРМа „Учащийся“ ИИП „КМ-Школа“»
На этом этапе учащиеся осваивают различные методики поиска, учатся пользоваться различными информационными ресурсами, как печатными, так и электронными, и закрепляют навыки работы со справочным аппаратом библиотеки и справочными изданиями.
Задания для младших школьников.
Задание 1. Найди в энциклопедии ответы на следующие вопросы. Запиши, на какой странице ты нашел ответ.
- Я люблю читать о животных. Где я могу прочесть:
- о лошадях?
- о дельфинах?
- о ящерицах?
- Задайте в поисковой строке «КМ-Школы» слово «дельфин». Познакомьтесь с результатами поиска. Что можно найти в Медиатеке? В энциклопедической статье «Дельфины» откройте панораму «Арктика». Найдите в панораме дельфина. Какие дельфины живут в Арктике?
- Чем отличается электронная энциклопедия от бумажной?
- Интересно, есть ли у червяка скелет? Где я могу прочесть о червях?
- Мне так нравятся кошки! Они такие разные!
- Где я могу прочитать о редких породах кошек?
- Подскажи, на какой странице я могу найти их фотографии?
- Найди фотографии кошек редких пород в «КМ-Школе», расскажи, как искал и выбирал фотографии кошек в «КМ-Школе»
- Кошки охотятся на мышей. Но есть летучие мыши, таких им, наверное, не поймать. Где можно прочитать о летучих мышах?
- Оказывается, летучие мыши живут в пещерах. Я бы хотел больше узнать про загадки пещер. Подскажи, где?
- А еще я люблю читать про самолеты. Интересно, как выглядели самые первые аэропланы? И где вообще можно прочесть про самолеты?
Выпиши только название энциклопедии и страницы, где я могу найти ответы на свои вопросы. Спасибо за помощь!
Необходимо научить школьников работать с библиотечным каталогом. Для начала они должны разобраться, что такое каталог и как он устроен. Это может быть исследование структуры каталога с вашей помощью или традиционное объяснение. В любом случае за этим следуют практические задания. Предложите детям ответить на вопросы, используя каталог, как карточный, так и электронный.
Задание 2. Найди по каталогу имена авторов этих книг. Постарайся найти на полке книги этих авторов.
- Приключения Буратино
- Волшебник изумрудного города
- Сказка о рыбаке и рыбке
- Проверь, есть ли в Библиотеке «КМ-Школы» «Сказка о рыбаке и рыбке».
- Кот в сапогах
- В строку поиска Библиотеки «КМ-Школы» введи название «Кот в сапогах», отметьте «по названию» и «найти» текст. Сколько времени занял поиск?
- В Библиотеке «КМ-Школы» найди сказку Андерсена «Дюймовочка». Разверни текст на весь экран, пролистай книгу, оставь закладку на странице 97
- Чем электронная библиотека отличается от обычной?
Список имен и заглавий может меняться в зависимости от ресурсов библиотеки, возраста и подготовки учащихся.
Задания для средней школы.
В четвертом-пятом классе можно продолжить работу с карточками, только теперь дети работают в парах и используют сразу несколько различных книг. Школьники должны выписать, в какой книге и на какой странице они нашли ответ на поставленный вопрос. Сам ответ переписывать не нужно.
Задания по работе с несколькими источниками
- Вымирание динозавров — одна из наиболее загадочных страниц в истории жизни на нашей планете. Какие гипотезы существуют на этот счет? При подготовке ответа используйте несколько источников информации, не забудьте заглянуть в «КМ-Школу»
- Кто научил Винни-пуха разговаривать по-русски? Расскажите историю этого симпатичного медвежонка. При подготовке ответа используйте несколько источников информации, не забудьте заглянуть в «КМ-Школу».
Для выполнения этого задания, включая подведение итогов, потребуется несколько уроков. Во время работы удобнее разделить класс на две группы, а заключительное занятие лучше проводить со всеми вместе.
Вопросы для анализа результатов работы с источниками.
При подведении итогов сравниваются различные варианты ответов на один и тот же вопрос. Ученикам предлагается ответить на следующие вопросы:
- Правильно ли найден ответ? Достаточно ли он полный?
- Есть ли ответ на этот же вопрос в других книгах?
- Можно ли дополнить ответ, используя сведения из других книг?
- Каковы преимущества использования электронный энциклопедий?
Для заданий лучше выбирать темы, интересующие учащихся, чтобы работа их увлекала, пробуждала любознательность. Постепенно, от класса к классу усложняя вопросы, надо стремиться к тому, чтобы выполнение заданий требовало привлечения информационных ресурсов, находящихся вне школьной библиотеки.
Материалы к библиотечному занятию по теме «Указатели в библиотеке»
Предлагаем план урока, посвященного различным типам указателей.
Цель урока - познакомить учащихся с устройством указателя и научить им пользоваться.
Знакомство со справочно-поисковым аппаратом начинается с книг и картотек, как наиболее доступных информационных источников, но по возможности следует использовать на занятиях и электронные ресурсы, демонстрируя, что общего и в чем разница между поисковыми системами тех и других.
Информационные материалы:
- справочники и научно-популярные издания с указателями;
- телефонный справочник;
- словарь;
- CD-ROM - электронная энциклопедия;
- сайт в Интернете
- ИИП «КМ-Школа»
Содержание урока.
Указатель — это алфавитный список ключевых слов и понятий, сообщающий, где в книге я могу найти сведения по конкретной теме.
Указатель облегчает поиск информации, т.к. материал в нем организован систематически и по алфавиту.
Существуют различные типы указателей - именной, предметный, оглавление книги и пр.
Работая с указателем, задайте себе следующие вопросы:
- Согласно указателю, в одном или в нескольких разделах книги находится интересующая меня информация?
- Можно ли по указателю определить, сколько страниц посвящено интересующему меня вопросу?
Покажите ученикам несколько книг, снабженных указателями. Обсудите, сколько времени займет поиск ответа по определенной теме в книгах различного объема — в «толстых и тонких», в книге без указателя. Объясните учащимся, как надо вести поиск, на конкретных примерах.
Покажите, как устроены:
- алфавитный указатель (именной и предметный);
- телефонная книга (по алфавиту фамилий или названий организаций).
Объясните, что указателями снабжены компьютерные базы данных, программы на CD-ROM.
После подробного объяснения предложите ученикам выполнить самостоятельные задания.
С помощью указателя и поисковых слов ученики отыскивают фрагменты информации в различных источниках. Указатели и оглавления помогают учащимся в поиске, но им требуется время на то, чтобы научиться ими пользоваться. Важно постоянно тренировать навыки работы со справочным аппаратом.
Указателем может служить карточный каталог, построенный по алфавитному принципу.
Задание: найти в библиотечном каталоге ответы на вопросы:
- Какие интересные книги о приключениях есть в школьной библиотеке? Что бы ты посоветовал прочесть своим товарищам?
- Посмотрите, какая приключенческая литература есть в электронной библиотеке портала «Школьный Клуб». Для поиска используйте рубрикатор библиотеки. Можно ли рубрикатор электронной библиотеки назвать каталогом?
- Используя ИИП «КМ-Школа», найдите информацию о Туре Хейердале, рассмотрите карту путешествий Тура Хейердала.
- Мой друг прочитал книгу. Кто ее написал? Есть ли она в нашей библиотеке?
- По телевизору показывали программу о сказочной стране Нарнии. Но я не смог найти книгу с таким заглавием. Фамилия автора Льюис. Не мог бы ты подсказать мне название книги?
- На уроках географии вам рассказывали о Великих географических открытиях. Подскажи, какую книгу на эту тему можно найти в библиотеке? Какие материалы можно найти в «КМ-Школе»?
- С помощью «КМ-Школы» найди ответ на вопрос: в каком произведении впервые появилось слово «робот»? Посмотри по каталогу, есть ли в школьной библиотеке произведения автора этой книги?
Составляя задания, старайтесь, чтобы они звучали как приглашение к сотрудничеству, а не как вопросы в экзаменационных билетах. Лучше, если вариантов ответов может быть несколько - на выбор. Важно, чтобы учащихся увлек сам процесс поиска, а не стремление угадать конкретный ответ.
Материалы к библиотечному занятию по теме «Критическая оценка полученной информации»
Умение вести информационный поиск подразумевает также умение критически оценивать полученную информацию. Любые сведения, почерпнутые как из традиционных печатных источников, так и из электронных, должны проверяться и анализироваться.
Предложите учащимся сравнить информацию по одной теме (например, экономика какого-нибудь государства), но полученную из различных источников, в том числе электронных. Обратите внимание учеников на встречающиеся неточности, разночтения и ошибки. Объясните, что даже прекрасно организованные сайты в Интернете, при всей их внешней привлекательности, зачастую содержат непроверенную, а иногда и заведомо ложную информацию.
Важно как можно раньше научить детей критически мыслить и оценивать получаемую информацию, тогда это войдет в привычку. Работу по критической оценке информации необходимо проводить в тесном сотрудничестве с учителем — это важное условие успеха.
Критическая оценка полученной информации (источник — «КМ-Школа»)
- Долго ли загружается страница?
- Привлекательно ли она выглядит?
- Легко ли читается?
- Есть ли поисковый указатель?
- Есть ли указатель содержания?
- Есть ли в Базе Знаний:
- рисунки, фотографии
- звуковые фрагменты
- видеофрагменты.
- тренажеры
- тестовые задания
- Какого качества?
- Несут ли изображения дополнительную информацию?
- Смог бы ты получить больше информации из справочника?
- Не попадалась ли тебе неверная информация?
- Достаточно ли актуальна предложенная информация?
- Есть ли отсылки к другим материалам с похожей информацией?
- Проанализировав все свои ответы, считаешь ли ты, что можешь использовать «КМ-Школу» для своей исследовательской работы?
- Какие достоинства «КМ-Школы» ты можешь отметить?
- Что тебе не понравилось?
- Чего недостает?
- Если бы тебе предложили улучшить «КМ-Школу», что бы ты изменил?
Обсудить на форуме
Вверх >>