Групповая работа в сетевом компьютерном классе.
Прием «Лестница достижений»
И.В. Шалыгина |
Организация групповой работы на уроке предполагает знание правил формирования групп, требований к заданиям для групповой работы, др. Кроме того, учителю необходимо вводить групповую работу технологично, представляя взаимодействие учителя и ученика как целостный педагогический прием. При групповых формах обучения учитель управляет учебно-познавательной деятельностью групп учащихся класса.
Особенность педагогического приема «Лестница достижений», который мы предлагаем для организации групповой работы в классе, заключается в том, что его можно использовать на любом учебном предмете, в обычном предметном кабинете, в кабинете с одним компьютеризированным местом учителя, мультимедийным проектором, электронной доской и/или экраном и в сетевом компьютерном классе. Схема реализации этого приема: лекция --> групповая работа с текстом --> индивидуальная самостоятельная работа --> подведение итогов работы в группе.
Какие возможности предоставляет ИИП «КМ-Школа» для организации групповой работы в классе? Во-первых, учитель и ученик получают доступ ко всему образовательному контенту, разработанному компанией за 10 лет — медиатекам, банку тестовых заданий, готовым урокам, энциклопедиям по всем предметам школьной программы. Во-вторых, из своего автоматизированного рабочего места (АРМа) учитель получает возможность редактировать готовые уроки из контента «КМ-Школы», создавать собственные уроки, направлять их на АРМы учащихся, наблюдать за ходом самостоятельной работы в сетевом классе, просматривать презентации учащихся, автоматически обрабатывать результаты тестирования и заносить их в электронный журнал. В-третьих, из своего АРМа учащиеся получают возможность оформлять результаты самостоятельной и групповой работы в форме презентаций.
Из теории вопроса
Договоримся об определении: ГРУППОВАЯ РАБОТА НА УРОКЕ - форма организации учебно-познавательной деятельности, предполагающая функционирование малых учебных групп, работающих как над общими, так и над специфическими заданиями педагога. Групповая работа на уроке стимулирует согласованное взаимодействие между учащимися, отношения взаимной ответственности и сотрудничества.
В основе сегодняшних представлений о роли групповой работы в обучении лежат труды Ж.-Ж. Пиаже, Л. С. Выготского и других ученых, подчеркивающих особую роль социального взаимодействия и межличностного общения в процессе интеллектуального развития ребенка. Исследования педагогов и психологов показывают, что обучение сообща благоприятно влияет на развитие речи, приносит более высокие учебные результаты по сравнению с традиционными фронтальными формами и методами.
Далеко не всякое обучение в малых группах считается кооперированным (коллективным). Для этого, во-первых, в малых группах должен присутствовать дух единой команды, и каждый член группы несет ответственность за себя, за других и за группу в целом. Во-вторых, предпочтительно, чтобы членство в группе было стабильным и постоянным, а коллективные работы включались в систему контроля и оценки учебных достижений как группы в целом, так и каждого из ее членов.
Прием «Лестница достижений»
|
Проведение урока в сетевом классе: начало работы |
Схема реализации этого приема: лекция - групповая работа с текстом - индивидуальная самостоятельная работа - подведение итогов работы в группе. В начале урока учитель дает обзорную лекцию по новому материалу с акцентом на тех моментах, по которым команды будут выполнять индивидуальные задания. Учитель может приготовить лекцию в слайдовой структуре «КМ-Школы», используя все богатство образовательного контента: видеофрагменты, анимированные схемы и модели, мультимедиалекции. Далее учащиеся работают в командах над конспектами лекции, помогая друг другу понять ее содержание. В сетевом компьютерном классе можно разослать урок на автоматизированные рабочие места учеников. Минимальное количество компьютеров в сетевом классе должно быть равно количеству групп.
Этап групповой работы реализуется в «КМ-Школе» в режиме «провести урок в сетевом классе». Для проведения урока в сетевом классе необходимо:
- Открыть закладку «Индивидуальный портфель — Рабочие материалы».
- Выбрать нужный урок, щелкнув по нему левой кнопкой мыши.
- Нажать на ссылку «провести урок в классе».
- Выбрать нужный класс.
- Начать урок.
|
Проведение урока в сетевом классе: контроль за работой учеников, выставление оценок |
Вы можете из АРМа «Учитель» наблюдать за ходом работы в группе, в таблице отражается информация, над каким слайдом работает группа. Если группа работает слишком медленно или слишком быстро, учитель может подойти к группе, проконсультировать или понаблюдать за ходом работы. В ходе изучения нового материала учащиеся могут задавать друг другу вопросы, проясняя непонятные для себя моменты. Вопросы учителю разрешается задавать только тогда, когда никто из членов команды не может ответить на них. Итак, главная задача этапа групповой работы - помочь друг другу усвоить материал и подготовиться к индивидуальной самостоятельной работе. После прохождения этого этапа учащиеся выполняют индивидуальные работы, при этом помощь друг другу исключается, каждый член команды работает самостоятельно.
Если компьютеризировано только рабочее место учителя, можно показать тесты через мультимедийный проектор, в этом случае учащиеся отмечают правильные ответы в тетради. Главная особенность данного приема заключается в системе оценки индивидуальных работ. Оценка осуществляется по прогрессивно-сравнительному признаку: учащийся может пополнить копилку команды только в том случае, если его оценка за данную работу выше средней его оценки за предыдущие работы. Например, на прошлом уроке ученик правильно ответил на 6 тестов из 9, а на данном уроке- на 7 из 9. Эти индивидуальные достижения идут в командный зачет. Команда, набравшая по итогам изучения темы наибольшее количество баллов, считается победившей: она заслуживает поощрения и внесения на специальную доску победителей.
|
Проведение урока в сетевом классе: оценки в электронном журнале |
В сетевом классе можно провести контрольную работу, состоящую из 5-7 тестовых заданий, результаты тестирования обрабатываются автоматически. Если компьютеризировано только рабочее место учителя, можно показать тесты через мультимедийный проектор, в этом случае учащиеся отмечают правильные ответы в тетради. Главная особенность данного приема заключается в системе оценки индивидуальных работ. Оценка осуществляется по прогрессивно-сравнительному признаку: учащийся может пополнить копилку команды только в том случае, если его оценка за данную работу выше средней его оценки за предыдущие работы. Например, на прошлом уроке ученик правильно ответил на 6 тестов из 9, а на данном уроке- на 7 из 9. Эти индивидуальные достижения идут в командный зачет. Команда, набравшая по итогам изучения темы наибольшее количество баллов, считается победившей: она заслуживает поощрения и внесения на специальную доску победителей.
Наглядно схема проведения урока с использованием приема «Лестница достижений» отражена в технологической карте.
Посмотреть Технологическую карту приема «Лестница достижений»
Итак, мы познакомились с первым приемом. Как Вы думаете, почему он получил такое название? Подумайте, при изучении какой темы можно использовать этот прием.
В следующем выпуске мы поговорим о различных формах организации учебно-познавательной деятельности, рассмотрим прием групповой работы «Учебный турнир», научимся создавать тестовые задания в «КМ-Школе».
Обсудить на форуме