Каким образом сделать групповую работу подлинно коллективной, чтобы при этом учитывать возможности «сильных», «средних» и «слабых» учащихся?
И.В. Шалыгина |
Уважаемые коллеги, мы продолжаем разговор о групповой работе на уроке с использованием ИИП «КМ-Школа». В данной теме мы:
- обсудим возможности и ограничения групповой работы, вопрос о том, в каком случае групповую работу можно назвать коллективной,
- изложим основные идеи технологии уровневой дифференциации,
- рассмотрим один из приемов организации групповой работы с условным названием «Учебный турнир»; этот прием позволяет организовать работу в группах с неоднородным по уровню обученности составом учащихся (гетерогенных),
- повторим, как составить и повести контрольную работу с использованием ИИП «КМ-Школа».
Возможности и ограничения различных форм организации обучения
При групповых формах обучения учитель управляет учебно-познавательной деятельностью групп учащихся класса. Среди видов групповой работы выделяют звеньевые, бригадные, кооперированно-групповые и дифференцированно-групповые. Звеньевые формы обучения предполагают организацию учебной деятельности постоянных групп учащихся. При бригадной форме организуется деятельность специально сформированных для выполнения определенных заданий временных групп учащихся. Кооперированно-групповая форма предполагает деление класса на группы, каждая из которых выполняет лишь часть общего, как правило, объемного задания. Дифференцированно-групповая форма обучения предполагает, что как постоянные, так и временные группы объединяют учащихся с одинаковыми учебными возможностями и уровнем сформированности учебных умений и навыков. К групповым относят также парную работу учащихся. Деятельностью учебных групп учитель руководит как непосредственно, так и опосредованно через своих помощников - звеньевых и бригадиров, которых он назначает с учетом мнения учащихся.
Для того, чтобы хорошо осмыслить возможности и ограничения групповой работы, нам нужно увидеть групповую работу в ряду других форм организации деятельности школьников.
При фронтальном обучении учитель управляет учебно-познавательной деятельностью всего класса, работающего над единой задачей. Он организует сотрудничество учащихся и определяет единый для всех темп работы. Это основная форма организации в классно-урочной системе обучения. Педагогическая эффективность фронтальной работы во многом зависит от умения учителя держать в поле зрения весь класс и при этом не упускать из виду работу каждого ученика. Однако фронтальная работа не рассчитана на учет их индивидуальных различий. При фронтальной работе все взаимодействия идут через учителя, почти исключается сотрудничество и товарищеская взаимопомощь, распределение обязанностей и функций. Все ученики делают одно и то же, они не привлекаются к управлению, так как руководит учебным процессом только один учитель. Использование ИИП «КМ-Школа» в классе, оборудованном одним компьютеризированным местом учителя и мультимедийным проектором, происходит, как правило, в режиме фронтальной работы. Некоторые педагоги сочетают фронтальную работу с индивидуальной, предлагая одному из учеников сесть за компьютер учителя (при этом ученик может заниматься с тренажером, отвечать на вопросы тестовых заданий либо демонстрировать свою презентацию из «Индивидуального портфеля»).
Индивидуальное обучение учащихся не предполагает их непосредственного контакта с другими учениками. По своей сущности оно есть не что иное, как самостоятельное выполнение одинаковых для всего класса или группы заданий. Однако если ученик выполняет самостоятельное задание, данное учителем с учетом учебных возможностей, то такую организационную форму обучения называют индивидуализированной. Для организации индивидуальной работы в ИИП «КМ-Школа» создано автоматизированное рабочее место «Учащийся», в котором каждый школьник может в индивидуальном темпе в режиме самоподготовки изучать уроки, курсы развития личности, создавать собственные презентации. Работать в своем АРМе в сетевом компьютерном классе учащийся может либо на уроке, либо после уроков по заданию учителя. В последнем случае администрация школы должна организовать доступ учащихся к компьютерам во внеурочное время. Кроме того, в четвертой версии «КМ-Школы» предусмотрена возможность организации работы с домашнего компьютера.
Какую форму организации можно назвать коллективной?
Известный педагог Xейно Йоханович Лийметс выделил следующие признаки, по которым можно судить о том, является ли работа на уроке коллективной:
- класс осознает коллективную ответственность за данное учителем задание и получает за его выполнение соответствующую социальную оценку;
- организация выполнения задания осуществляется самим классом и отдельными группами под руководством учителя;
- действует такое разделение труда, которое учитывает интересы и способности каждого ученика и позволяет каждому лучше проявить себя в общей деятельности;
- есть взаимный контроль и ответственность каждого перед классом и группой.
Как учитывать возможности «сильных», «средних» и «слабых» учащихся:
идея уровневой дифференциации
Каким образом сделать групповую работу подлинно коллективной, чтобы при этом учитывать возможности «сильных», «средних» и «слабых» учащихся? Свой вариант ответа на этот сложный вопрос предлагает технология уровневой дифференциации, которая разработана в Институте содержания и методов обучения АПН СССР с начала 80-х годов (Г.В. Дорофеев, В.В. Фирсов и др.).
При уровневой дифференциации перед учащимися, занимающимися в одном классе и по одному учебнику, ставятся разные требования к овладению учебным материалом. При этом определяется опорный уровень подготовки, задаваемый стандартами, и на его основе формируются более высокие уровни овладения материалом. Некоторые думают, что за уровневой дифференциацией стоит разделение детей на классы по уровням. Это не так, уровневая дифференциация - это технология обучения в одном классе детей разных способностей.
Основной принцип технологии - предъявление ученику минимальных обязательных требований. Сообщая ученику уровень минимальной положительной оценки, мы тем самым определяем некую границу его прав и обязанностей. Ученик знает: это я обязан освоить, а больше - если могу и хочу. Он осознанно выбирает собственный уровень образования, исходя из своих интересов, склонностей, способностей. Прежняя психологическая установка учителя может быть описана так: «ученик обязан выучить все, что дает ему учитель»; новая психологическая установка гласит: «возьми столько, сколько можешь, но не меньше обязательного». Главная педагогическая установка уровневой дифференциации обучения — формирование положительной мотивации у школьников. Все дети могут достичь обязательных результатов обучения по каждой теме.
За ребенком признаются не только обязанности (в частности, усвоить материал на обязательном уровне), но и права. Важнейшим из них является право выбора - получить ли в соответствии со своими способностями и склонностями повышенную подготовку по предмету или ограничиться обязательным уровнем его усвоения.
Технология, не ограничивая учителя в выборе форм и средств обучения, тем не менее жёстко определяет условия, составляющие принципиальную основу данной технологии:
- В требованиях к подготовке учащихся по предмету выделяется базовый уровень, задающий обязательные результаты обучения (ОРО). Обязательные результаты обучения определяются по каждой теме курса (тематические ОРО).
- Выделенный уровень должен быть реально достижимым, посильным для школьников.
- С самого начала изучения темы учащимся должны быть известны требования к обязательной подготовке. Эти требования формулируются в виде конкретных учебных заданий.
- Весь учебный процесс ориентируется таким образом, чтобы все ученики могли достичь обязательных результатов обучения по каждой теме.
Для реализации изложенных принципов учитель использует различные формы организации учебно-познавательной деятельности:
- групповую работу (взаимообучение и взаимоконтроль в условиях работы пар, творческие групповые задания для подготовки к семинарам и деловым играм, урокам-конкурсам);
- индивидуальную работу (разноуровневые контролирующие материалы, самооценка в условиях рейтингового контроля).
Учитель, начинающий работать в технологии уровневой дифференциации, должен помнить, что дело это трудоёмкое. Требуются значительные временные затраты на составление списка ОРО, банка заданий для организации работы учащихся на уроке и для тематических зачётов. Требует сил и времени организация совместной деятельности учащихся на уроках. Требуется также значительное количество раздаточного материала разного вида, наличие в школе копировальной техники. В этом случае единственным выходом является технологизация — доработка педагогической технологии до уровня педагогического приема, использование информационных технологий при разработке, проверке уровневых контрольных работ, а также при их проведении в сетевом компьютерном классе.
Уникальным средством для реализации этих педагогических задач является ИИП «КМ-Школа», который позволяет создавать многовариантные контрольные работы с помощью шаблонов тестовых заданий, использовать банк готовых тестовых заданий, свободно обмениваться разработанными материалами с помощью модуля «Методический кабинет». Если вы проводите контрольную работу в сетевом компьютерном классе, вам не потребуется тиражирование ваших тестов, «КМ-Школа» произведет автоматическую проверку и оценку результатов контрольной работы. А с помощью модуля «Классный журнал» вы сможете занести оценки в электронный журнал и вести мониторинг качества знаний учащихся.
В методическом плане мы предлагаем использовать педагогический прием, который основан на чувстве личной ответственности за успех команды (звена). Звено — это группа постоянного состава, сформированная из учащихся с разным уровнем учебных достижений («сильных», «средних», «слабых»). Основная идея заключается не только в том, что учащийся несет ответственность за результаты группы в целом, но прежде всего в том, что каждый учащийся должен ощущать свой индивидуальный вклад и видеть свой очевидный прогресс в обучении. Предлагаемый нами прием лучше всего использовать после изучения нового материала крупной учебной темы, на этапе контроля и самоконтроля. В основе приема лежит технология уровневой дифференциации, коллективная групповая и дифференцированно-групповая работа. Прием можно реализовать с использованием ИИП «КМ-Школа» или без него.
Прием «Учебный турнир»
Порядок реализации приема таков. Учащиеся каждого звена делятся на подгруппы по уровню учебных достижений (название подгрупп рекомендуем подобрать нейтральное, например по временам года, цветам радуги, улицам города, частям света и т.п.). Далее следует этап дифференцированно-групповой работы. Из этих подгрупп формируются три новые группы с однородным составом учащихся (гомогенные) по уровню усвоения темы. Каждая гомогенная подгруппа выполняет свой вариант контрольной работы. Варианты контрольной работы включает около тридцати вопросов. В среднем на каждого учащегося приходится по три вопроса. Таким образом, учителю необходимо подготовить к турниру около 90 вопросов трех уровней сложности. Каждый учащийся подгруппы поочередно отвечает на вопрос. Остальные члены подгруппы оценивают ответ, к примеру - по альтернативной шкале: правильно (1 балл) и неправильно (0 баллов). В случае спорной ситуации учащиеся прибегают к помощи учителя. Следующий этап — возвращение в свои звенья (гетерогенные группы). Учащиеся суммируют полученные баллы. Звено, набравшее наибольшее количество баллов, признается победителем. Таким образом, каждый учащийся определяет индивидуальный уровень усвоения данной темы и вносит свой вклад в достижение общих результатов.
При проведении урока с использованием «КМ-Школы» можно сформировать контрольную работу из 3-х вариантов, каждый из которых содержит около 30 вопросов (из расчета: класс 30 человек, каждая группа по 10 человек, каждый отвечает на 3 тестовых задания). Обращаем ваше внимание, что типология тестовых заданий контрольной работы задается один раз для первого варианта и воспроизводится в других вариантах данной контрольной работы. Количество компьютеров в сетевом классе должно быть не менее трех, т.е. по количеству рабочих групп. Учащиеся в группе поочередно выполняют по 3 тестовых задания. Можно, конечно, проводить данную контрольную работу как индивидуальную, т.е. назначить варианты в соответствии с заявленным уровнем усвоения темы. В этом случае из педагогической технологии выпадает элемент группового взаимодействия и взаимооценки. Поскольку будут учитываться индивидуальные результаты, учащиеся должны отмечать для себя номера тестовых заданий. Обработка результатов тестирования в «КМ-Школе» производится автоматически. Учитель из своего автоматизированного рабочего места наблюдает за ходом выполнения тестовых заданий, эти результаты проецируются на экран, ученики видят свои результаты, отмечают количество правильных ответов и назначают баллы за правильные и неправильные ответы. Далее эти баллы будут учтены при подведении результатов работы звена.
Наглядно схема проведения урока с использованием приема «Учебный турнир» отражена в технологической карте.
Посмотреть Технологическую карту приема «Учебный турнир»
Как создать и провести разноуровневую контрольную работу:
подсказки для тех, кто работает с «КМ-Школой»
Активизируем гиперссылку «Создать занятие» (шаг 1), в седьмой версии после этой операции раскрывается окно, в котором мы задаем тип нового занятия — «контрольную работу» (шаг 2), называем ее (шаг 3), определяем место в папке (шаг 4), определяем количество вариантов (шаг 5), в случае создания разноуровневых тестов задаем два или три варианта (см. Рисунок 1).
|
Рисунок 1 |
Определяем тип тестового задания (например, выбор одного правильного ответа из многих), выбираем соответствующий шаблон тестового задания и заполняем его (см. Рисунок 2).
|
Рисунок 2 |
Напоминаем, что количество вариантов ответов вы определяете сами при работе с шаблоном теста. Для того, чтобы добавить окно для следующего варианта, выберите соответствующую иконку (см. Рисунок 3).
|
Рисунок 3 |
Рекомендуем заполнить первый вариант до конца. Далее переходим к заполнению второго варианта (см. Рисунок 4).
|
Рисунок 4 |
Обратите внимание, что шаблоны слайдов во втором варианте уже заданы при заполнении первого. Нам осталось только заполнить их. Таким же образом заполняем третий вариант. Контрольная работа готова. Проводим контрольную работу в соответствии с известными правилами проведения урока в сетевом компьютерном классе (см. Рисунок 5).
|
Рисунок 5 |
Назначьте варианты учащимся класса, в нашем случае, при организации групповой работы, варианты направляются на компьютеры, за которыми закреплена данная группа (см. Рисунок 6).
|
Рисунок 6 |
Напомните, пожалуйста, ученикам, что после выбора правильного ответа необходимо нажать кнопку «Ответить», иначе ответ не будет засчитан (см. Рисунок 7).
|
Рисунок 7 |
Учитель может из своего АРМа наблюдать за процессом выполнения работы (см. Рисунок 8).
|
Рисунок 8 |
Желаем Вам успехов и с нетерпением ждем Ваших отзывов об использовании этого приема. Мы с удовольствием предоставим вам трибуну на нашем сайте.
Обсудить на форуме
Вверх >>