В «КМ-Школе» у каждого ученика есть индивидуальное автоматизированное рабочее место, которое мы будем называть АРМ «Учащийся».
В АРМе «Учащийся» у школьника появляется возможность реализовать свои способности, сформировать новые умения и знания. Он может найти и просмотреть уроки по конкретному предмету и теме, заняться развитием своих индивидуальных способностей, посмотреть обучающие мультфильмы, медиалекции, узнать расписание занятий, сформировать и структурировать папки документов, в которых будет храниться собранная им информация из контента «КМ-Школы».
Если учитель проводит в «КМ-Школе» уроки в сетевом классе, организует самостоятельную работу школьников с использованием образовательных ресурсов и инструментальных средств создания собственных презентаций, он должен сам знать все возможности, предоставляемые «КМ-Школой», и научить пользоваться ими своих учеников.
Опыт показывает, что освоение АРМа «Учащийся» можно организовать несколькими способами.
Во-первых, учитель-предметник по мере постановки новых задач может уделять специальное время на уроке освоению школьниками возможностей АРМа. В этом случае выстраивается последовательность изучения возможностей среды, увязывается с тематическим планом и включается в него. Мы считаем, что задача освоения основных возможностей «КМ-Школы» может быть решена в течение одной учебной четверти. Обращаем внимание, что при этом подходе необходимы специальные процедуры по согласованию тематических планов учителей-предметников, работающих в одном классе. Например, в сентябре на уроках литературы мы изучаем модуль «Самоподготовка», на уроках физики модуль «Индивидуальный портфель» и т.п.
Во-вторых, в некоторых школах выделяется педагог, выполняющий тьюторские функции и консультирующий учащихся во внеурочное время. Например, на первом этапе в каждом классе выделяется около 5 школьников, которые знакомы с компьютером и имеют базовые пользовательские навыки (работа в текстовом и графическом редакторах, умение читать интерфейс пользовательского программного обеспечения, умение работать с поисковыми системами). Эти учащиеся под руководством тьютора после уроков выполняют учебные задания учителя-предметника, связанные с работой в АРМе «Учащийся». В этом случае индивидуальные и групповые практические занятия проводит тьютор во внеурочное время. После того, как в классе эта группа учащихся подготовлена, каждый школьник из группы становится консультантом для своих соучеников. Данный подход требует специальных управленческих решений по назначению функций тьютора конкретным педагогам школы, определению групп учащихся-консультантов и сроков их обучения, согласованию видов учебных заданий, которые назначаются учителями-предметниками для выполнения их с использованием «КМ-Школы».
Эти методические рекомендации призваны помочь педагогам организовать работу по освоению основных возможностей АРМа «Учащийся». Уверены, на этом пути Вас и Ваших учеников ждет множество удивительных открытий! Учебно-методический отдел ООО «Кирилл и Мефодий» благодарит педагогические коллективы ГОУ СОШ №1198 г. Москвы, НОУ «Росинка», которые вдохновили нас на создание этих материалов.
Возможно, в вашей школе сложился интересный опыт организации этой работы. Поделитесь опытом с другими пользователями «КМ-Школы». Мы всегда готовы предоставить вам трибуну на сайте www.km-school.ru.
Шаг 1. Авторизация и общее знакомство с АРМом «Учащийся»
Титульный экран «КМ-Школы»
Для того, чтобы попасть в АРМ «Учащийся», необходимо пройти авторизацию. Для этого надо ввести в соответствующие поля окна «Авторизация» пароль и логин.
Продумайте систему, по которой ученикам будут присваиваться логины и пароли. Индивидуальные логины и пароли должны легко запоминаться.
Если пароль и логин введены правильно, то откроется Рабочее место Учащегося.
Центральная часть АРМ «Учащийся» содержит, в виде гиперссылок, следующие модули:
Переходить из модуля в модуль можно также при помощи закладок.
Автоматизированное рабочее место Учащегося предоставляет школьнику возможность для изучения нового материала, повторения пройденного, подготовки к внеурочному мероприятию, сбору информации и информационных объектов для рефератов, создания творческих работ, презентаций и многое другое.
Шаг 2. Заглянем в раздел «Хроника событий»
Закладка «Хроника событий»
Окно в разделе «Хроника событий» делится на три части: «Уроки», «Энциклопедии», «Информационные объекты». Используя эту вкладку, ученик может просмотреть текстовые и информационные объекты, которые он открывал или использовал в своей работе ранее. Для этого в левом окне щелчком мыши нужно выбрать необходимый подраздел.
Шаг 3. Знакомимся с разделом «Библиотека»
Закладка «Библиотека»
Закладка «Библиотека» предоставляет ученику возможность быстро найти нужного автора и произведение. На страницах книги он может оставить свои заметки и закладки.
В этом разделе содержится библиотека текстов произведений художественной литературы по школьной программе.
Практикум «Учимся работать с Библиотекой „КМ-Школы“»:
Ученик должен знать:
о функциональных возможностях элементов в структуре модуля Библиотека.
Ученик должен уметь:
находить нужное произведение;
добавлять заметки и закладки.
Задание:
Найдите в библиотеке рассказ В.П. Астафьева «Васюткино озеро». Для этого
введите в строку поиска фамилию автора или название произведения.
Откройте произведение на странице 41. Для этого напечатайте номер страницы в строчку «Страницы» или листайте страницы кнопкой «Вперед».
Дайте ответ на вопрос: как Васютка понял, что по Енисею идет пароход?
Оставьте на этой странице закладку, активизируя кнопку «Добавить закладку».
Как вы думаете, что увидел Васютка, от чего у него «дух захватило»?
Напишите это в заметке. Для этого надо нажать на кнопку «Добавить заметку».
Фрагмент библиотеки
Закладка и заметка в библиотеке
Шаг 4. Обучение с увлечением
Закладка «Развитие личности» предлагает ученику теоретические и практические занятия по развитию индивидуальных способностей. Каждый курс предполагает систему занятий, каждое из которых содержит:
теоретическую информацию
диагностические тесты
дневник достижений
выводы по всему изучаемому материалу.
Закладка «Развитие личности»
Кроме того, к каждому из курсов можно выбрать практикум с тренажерами, позволяющими развивать индивидуальные способности: увеличить продуктивность и эффективность памяти, формировать творческое воображение, отрабатывать способы организации внимания.
Закладка «Обучение с увлечением» — это блок, состоящий из обучающих игр, медиалекций, мультфильмов.
В Обучающих играх ребенок, слушая увлекательные и познавательные истории, получает представление о том, как формировалась речь человека, как он научился общаться с другими людьми, а также о буквах, звуках, слогах, счете и многом другом. Играя, ребенок формирует речевые знания и умения, элементарные математические навыки и представления, развивает математическое мышление и сообразительность. Большинство детей, поступающих в первый класс, умеют считать до 10, 20 и более. Дети любят большие числа и гордятся тем, что умеют считать, например, до тысячи. Родители таких детей опасаются, что им будет скучно на уроках математики.
Закладка «Обучение с увлечением»
Однако наблюдения показывают, что умение считать до 100 и более еще не определяет степени математического развития ребенка. Иногда первоклассник, считающий до 100, испытывает серьезные затруднения, выполняя арифметическое действие в пределах 10.
Дело в том, что дети нередко заучивают счет неосознанно, механически, т.е. за названием числа у них нет реального представления о величине этого числа. Такой счет не развивает мышление ребенка, а, напротив, притупляет его математические способности.
Поэтому в АРМ «Учащийся» школьника учат пересчитывать конкретные предметы: кубики, мячики, яблоки, конфеты и т.д. Только в этом случае у ребенка возникает связь между числом и количеством.
И, наконец, Медиалекции и Мультфильмы предлагают дополнительный материал для подготовки к внеурочным мероприятиям, для сбора информации и информационных объектов к докладам и рефератам.
Шаг 5. Знакомство с разделом «Рабочие материалы»
Закладка «Рабочие материалы»
Окно в разделе «Рабочие материалы» делится на три части: «Поиск», «Индивидуальный портфель», «Рубрикатор».
Индивидуальный портфель наполнится папками для хранения необходимой информации;
Рубрикатор предоставит возможность использовать готовые уроки, иллюстрации, интерактивные объекты, анимированные модели, видеофрагменты и др.;
В правой части модуля «Рабочие материалы» будет отражаться содержимое Индивидуального портфеля и результаты поиска через Рубрикатор и контекстную строку поиска.
Практикум «Учимся работать в разделе „Рабочие материалы“»
Ученик должен знать:
об элементах слайдовой структуры урока;
как работать с энциклопедической статьей
и информационным объектом.
Ученик должен уметь:
выбирать нужный предмет и урок;
открывать найденный урок;
раскрывать в полном формате информационные объекты
и не забывать возвращать их в исходное положение;
пользоваться инструментальным набором в тесте к уроку.
Автобиография В.П. Астафьева
Задание:
Найдите Урок 16. В.П. Астафьев «Васюткино озеро».
Прочитайте автобиографию В.П. Астафьева в энциклопедической статье, для этого щелкните мышью по гиперссылке, выделенной синим цветом.
Ответьте на следующие вопросы:
Где родился В.П. Астафьев?
Как проходило детство и юность В.П. Астафьева?
О ком пишет писатель в своих рассказах и романах?
Рассмотрите фотографию на слайде 3 Урока 16. Какие чувства, воспоминания вызывает у вас эта фотография? Опишите их.
Найдите в Уроке 16 ответ на вопрос: почему рассказ В.П. Астафьева
называется «Васюткино озеро»?
Слайды к уроку 16 «Васюткино озеро»
Шаг 6. Создаем структуру папок «Индивидуального портфеля»
Работа в разделе «Рабочие материалы» АРМа «Учащийся» начинается с создания папок для хранения учебных материалов. Для этого надо активизировать кнопку «Создать новую папку», после чего появится папка с выделенным именем «Новая папка». Переименуйте созданную папку.
Создание новой папки
Переименование новой папки
При этом для удобства хранения и поиска необходимой информации мы предлагаем следующую структуру индивидуального портфеля:
папки первого уровня, где будет храниться информация по учебному предмету;
папки второго уровня, где можно хранить информационные объекты, энциклопедические статьи и другой контент для изучаемой темы;
папки третьего уровня, в которые можно собирать дополнительный материал и т.д.
Папка 1 уровня
Папка 2 уровня
Папка 3 уровня
Для того, чтобы создать папку 1 уровня,
щелкаем левой кнопкой мыши «Создать новую папку»
Для того, чтобы создать папку 2 уровня, щелкаем левой кнопкой мыши «Создать новую папку», при этом должна быть открытой (текущей) папка 1 уровня
Для того, чтобы создать папку 3 уровня, щелкаем левой кнопкой мыши «Создать новую папку» при этом должна быть открытой (текущей) папка 2 уровня
Когда энциклопедические статьи и информационные объекты найдены и добавлены в папки разного уровня, можно приступать к созданию презентации.
Шаг 7. Создаем презентацию в «Рабочих материалах»
Создайте в Индивидуальном портфеле презентацию «Мифы Древней Греции».
Создайте папку, в которой будет храниться презентация и информационные объекты.
Назовите папку «Мифология».
Найдите и сохраните необходимую информацию для презентации «Мифы Древней Греции». Для этого в Рубрикаторе медиатеки найдите учебный предмет «Литература». Из списка классов, появившегося в правой части Индивидуального портфеля, выберите 5 класс. Просмотрите информационные объекты, энциклопедические статьи, выберите необходимые и сохраните в папке «Мифология» при помощи гиперссылки «Добавить в папку „Мифология“».
Приступаем к созданию презентации.
Щелкните левой кнопкой мыши по ссылке «Новая презентация». В появившемся окне в соответствующие строки впишите тему и название презентации, выберите из списка папку «Мифология».
В левом части Индивидуального портфеля — в окне «Слайды» выберите шаблон слайда и щелкните по нему левой кнопкой мыши.
Выбор шаблона слайда
Для заполнения слайда содержанием предусмотрены следующие инструменты:
для вставки текста - символ «Т»,
для вставки информационного объекта — символ «I».
Введите название презентации и вставьте информационный объект из папки «Мифология» в Индивидуальном портфеле.
Вставка информационного объекта в презентацию
В презентации, через гиперссылку, можно использовать информацию из энциклопедической статьи.
Для этого выделите мышью слово, которое будет гиперссылкой на статью энциклопедии, и щелкните по нему правой кнопкой мыши. Появится команда «Вставить гиперссылку».
Вставка гиперссылки в текст презентации— Шаг 1
Щелкните по символу «Вставить гиперссылку» левой кнопкой мыши, после чего откроется окно Индивидуального портфеля с папками, в которых хранятся отобранные вами энциклопедические статьи.
Найдите в папке «Мифология» нужную энциклопедическую статью и щелкните по ее пиктограмме — она станет текущей.
Активизируйте кнопку «Вставить» в правой нижней части окна, после этого выделенное слово станет гиперссылкой.
Вставка гиперссылки в текст презентации — Шаг 2
В следующий слайд вставьте энциклопедическую статью и информационный объект.
Шаг 8. Заглянем в Расписание занятий
Для просмотра расписания занятий щелкните левой кнопкой мыши по закладке Расписание в АРМе «Учащийся».
Раскроется таблица с расписанием уроков, звонков, с днями недели и с названием предметов.
Расписание уроков
Шаг 9. Ваш электронный Дневник
Для просмотра дневника успеваемости щелкните левой кнопкой мыши по закладке Дневник успеваемости в АРМе «Учащийся». Раскроется таблица с результатами вашей успешной учебной деятельности по всем предметам.