Память и способы ее развития
Н.К. Жесткова |
Предлагаем разработку урока, которую может использовать в своей деятельности школьный психолог, учитель, работающий в профильных классах, преподаватель средних специальных учебных заведений.
Для учителя в содержании урока кратко излагаются определения по изучаемой теме.
Для полноценного восприятия учеником нового материала предлагаем использовать информационные объекты, которые будут сопровождать объяснение учителя.
Педагог может определять использование медиаобъектов на уроке в зависимости собственного видения целей и логики изучения данной темы, особенностей класса. Предлагается проведение этого урока в компьютеризованном кабинете с мультимедийным проектором.
В ходе урока используется Автоматизированное рабочее место Учителя и Автоматизированное рабочее место Ученика ИИП «КМ-Школа», разделы «Самоподготовка», Курс «Развитие личности» - «Улучшаем память».
Посмотреть Технологическую карту урока
I этап урока
Урок начинается во фронтальном режиме. Учитель формирует основные понятия изучаемой темы:
ПАМЯТЬ - форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.
Память - основа психической деятельности. Поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти.
Память можно характеризовать как функцию, как процесс, как психическую реальность, имеющую определенное строение, как подструктуру интеллекта, как подсистему личности.
Наиболее традиционные представления о памяти рассматривают ее как функцию и как процесс.
Память как психическая функция - рассматривается как некая психическая реальность, позволяющая продуцировать мнемический результат. В этом случае исследуется эффективность памяти (производительность и надежность т.е. кол-во и скорость, прочность и точность памяти). Результативная сторона памяти есть следствие ее процессуальной стороны.
Производительность и надежность памяти можно увеличивать с помощью других психических функций: воображения, внимания, восприятия. Для этого в АРМ «Учащийся» в курсах «Развитие Личности» есть тренажеры и упражнения.
II этап урока
Урок продолжается в сетевом режиме.
Для закрепления понятия «Память как психическая функция» ученики открывают АРМ «Учащийся», раздел «Самоподготовка», курс «Развитие личности» - «Улучшаем Память», находят Занятие 03 и 04 и выполняют упражнения «Чулки» (занятие 03) и «Картина»(занятие 04).
| Фрагмент упражнения «Чулки» Занятие 03 |
| |
| Фрагмент упражнения «Картина» Занятие 04 |
|
III этап урока
Урок продолжается во фронтальном режиме.
читель формирует основные понятия изучаемой темы. Для закрепления понятия «Запоминание» учитель использует фотоиллюстрацию «Следы» и тренажер «Картина» (В.Д. Поленов «Московский дворик»).
Память как психический процесс характеризуется мнемическими действиями и операциями, этапами запоминания и воспроизведения (сохранение, узнавание, воспроизведение и забывание).
Запоминание - это организация вновь поступившей информации (кодирование, удержание, «присвоение»).
Запоминание условно подразделяется на собственно запоминание и запечатление.
| Фотоиллюстрация «Следы» |
| |
| Тренажер «Картина» (В.Д. Поленов «Московский дворик») |
|
Для формирования понятия «Сохранение» учитель использует видеофрагмент «Сказочная судьба Амели Пулен».
Сохранение - активное или пассивное (произвольное или непроизвольное) преобразование (трансформация) запоминаемой информации. Сложный и интересный процесс - сохранение информации. Чем интереснее события, тем дольше они сохраняются в памяти. Если в жизни человека много ярких событий, то будет много интересных воспоминаний. Любая информация должна производить впечатление. Для этого нужно научиться видеть в обычном необычное.
| |
|
Видеофрагменты «Сказочная судьба Амели Пулен» |
IV этап урока
Урок продолжается в сетевом режиме.
Закрепляем знание с помощью игры «Рассеянный официант», для этого ученики открывают АРМ «Учащийся», раздел «Самоподготовка», Курс «Развитие личности» - «Улучшаем память», занятие 05.
|
Игра «Рассеянный официант» Занятие 05 |
V этап урока
Объяснение нового материала продолжается во фронтальном режиме.
После просмотра видефрагмента «Муми-тролль и другие» учитель объясняет следующее понятие.
Воспроизведение - восстановление (реконструкция) ранее запоминаемого материала. Включает: припоминание и воспоминание (припоминание - произвольное извлечение из памяти; воспоминание - непроизвольное извлечение из долговременной памяти образов прошлого).
|
Видеофрагмент «Муми-Тролль и другие» |
VI этап урока
Урок продолжается в сетевом режиме.
Закрепляем знание с помощью тренажера «Фоторобот», для этого ученики открывают АРМ «Учащийся», раздел «Самоподготовка», Курс «Развитие личности» - «Улучшаем память», занятие 14.
|
Тренажер «Фоторобот» |
VII этап урока
Объяснение нового материала продолжается во фронтальном режиме.
После просмотра видефрагмента «Сказочная судьба Амели Пулен» учитель объясняет следующее понятие.
Узнавание - идентификация (опознание) объектов или явлений как ранее известных в момент непосредственного контакта с ними.
|
Видеофрагмент «Сказочная судьба Амели Пулен» |
VIII этап урока
Урок продолжается в сетевом режиме.
Закрепляем знание с помощью тренажера «Кратковременная память», для этого ученики открывают АРМ «Учащийся», раздел «Самоподготовка», Курс «Развитие личности» — «Улучшаем память», занятие 03.
|
Тренажер «Кратковременная память» |
IX этап урока
Объяснение нового материала продолжается во фронтальном режиме.
Учитель объясняет следующее понятие и, в завершение урока, предлагает выполнить упражнение «Камин».
Забывание - процесс, обратный сохранению, характеризующийся уменьшением возможности воспроизвести или узнать запоминаемый материал.
|
Упражнение «Камин» |
Обсудить на форуме
Вверх >>