Возможности ИИП «КМ-Школа» для развития у учащихся мышления высокого уровня
(на примере использования педагогического инструмента «Видение причины» на уроке)
При создании методических рекомендаций использовалось Учебно-методическое пособие «Развитие мышления учащихся средствами информационных технологий». -/ Авт.: М.Б. Лебедева, О.Н. Шилова, Общ. ред.: Е.Н. Ястребцева. - М., 2006.
Н.К. Жесткова |
Информационные технологии наиболее эффективны тогда, когда они используются как инструмент развития понятийного аппарата, высокого мышления.
Ученые, говоря о мышлении высокого уровня, подразумевают такой стиль мыслительной деятельности, когда учащийся умеет анализировать и синтезировать информацию, делать логические выводы, строить доказательства, критически перерабатывать факты, грамотно представлять результаты выполненных исследований [1].
Последние исследования показали, что обучение, ориентированное на развитие мыслительных умений высокого уровня, имеет результатом более успешную учебную деятельность учащихся. Если у учащегося формируется мышление высокого уровня, то одновременно формируются и такие умения как адаптируемость, коммуникативные умения, творческий потенциал и любознательность, критическое мышление, сотрудничество и взаимодействие, саморазвитие и социальная ответственность.
Проекты с использованием ИТ позволяют учащимся осмысленно исследовать проблемы, обозначенные в вопросах к нему для структурирования учебного материала. Проекты ставят учащихся в активную позицию — решающий проблемы, принимающий решения, исследователь, документалист. Условиями реализации проектной деятельности выступают активное участие ученика, его работа в соответствии с образовательными стандартами и учебным планом, направленная на создание конкретного результата.
В основе этой деятельности лежит основополагающий вопрос, она направлена на решение реальных проблем. На всех этапах проекта работа учащихся оценивается, при этом ИТ обеспечивают эффективность обучения.
В реализации проектной деятельности большую помощь может оказать технология развития высокого мышления и ИИП «КМ-Школа».
Данные методические рекомендации направлены на понимание учителем того, как можно использовать визуальный (графический) инструмент «Видение причины», который является частью работы школьников над проектом в среде «КМ-Школа» [3]. Использование данного методического приема поможет педагогу логично и аргументированно раскрыть изучаемую тему, а ученикам — провести поиск информации и более наглядно представить ее в своем учебном исследовательском проекте.
Попытаемся понять, каким образом, используя инструментальные возможности ИИП и Базы знаний «КМ-Школа», можно применять инструмент «Видение причины».
Об инструменте «Видение причины»
Графические способы представления информации играют важную роль в развитии мыслительных процессов:
- позволяют ясно видеть изучаемую проблему;
- помогают наглядно и понятно для себя и для других представлять структуру решаемой задачи;
- способствуют генерации новых идей.
Инструмент «Видение причины» является графическим инструментом, который помогает учащимся наглядно изображать причинно-следственные связи между событиями. Инструмент «Видение причины» обеспечивает учащихся способностью выдвигать гипотезы, исследовать и делать предварительные заключения.
Результатом использования инструмента является Карта причин — графическая схема, отображающая проблему и факторы, на нее влияющие. Карту составляют и наполняют в процессе учебного исследования сами учащиеся, выявляя анализируемую проблему и устанавливая связь между проблемой и факторами.
Инструмент обеспечивает циклы/этапы исследования. Работая с картой, учащиеся составляют списки причин; демонстрируют начальное понимание изучаемой проблемы; исследуют и обрабатывают результаты поиска; представляют результаты своих «открытий». После этого они могут проверить, подтвердить или опровергнуть свое начальное понимание, пересмотреть карты, а затем использовать новое знание/понимание для принятия решений и разработки плана действий для ответа на вопросы большего проекта, проводимого в классе по учебному предмету (группе предметов).
Пример использования педагогического инструмента «Видение причины» в учебном исследовании группы школьников в рамках проекта «Московская Русь»
Предмет: История
Класс: 6 класс
Тема проекта / урока: «Возвышение Москвы»
Основополагающий вопрос: «Почему люди во все времена, стремясь к объединению, начинают разрушительные войны?»
Вопросы учебной темы: «Почему Москва стала центром объединения Руси?»
Частные вопросы:
- После чего соперничество Москвы и Твери вылилось в открытое столкновение?
- Почему Великое княжество Литовское претендовало на роль наследника Руси?
- Как компенсировалась слабая позиция московских князей в борьбе за власть?
Педагогический инструментарий: визуальный инструмент «Видение причины» и База знаний «КМ-Школа».
Темы исследований групп учащихся:
- Соперничество Москвы и Твери в конце XIII - в начале XIV вв.
- Политика московских князей в конце XIII - в начале XIV вв.
Аннотация: Учитель помогает учащимся сформулировать проблему, которую они могут разрешить в процессе своего исследования. Наводящие вопросы, которые помогают учащимся в этом, должны быть прямыми и открытыми, поставлены таким образом, чтобы заинтересовать учащихся, поощрить более глубокую дискуссию и более детальное исследование.
Этапы (циклы), предлагаемые для исследования проблемы:
Начало работы |
Построение первоначальной карты |
Сбор информации |
Отображение полученных знаний |
Принимают решения, создают план действий для ответа на вопрос исследования |
I цикл |
II цикл |
III цикл |
IV цикл |
V цикл |
|
I этап (цикл) исследования. Начало работы
Учащиеся, приступая к работе над своим исследованием, составляют план этапов его проведения, формулируют задачи, распределяют обязанности и в процессе работы готовят презентацию результатов с информационными объектами из Базы Знаний «КМ-Школы» в электронной образовательной среде «КМ-Школа».
II этап (цикл) исследования. Построение первоначальной карты по одной из тем исследований — «Соперничество Москвы и Твери в конце XIII-начале XIV вв.»
Учащиеся выстраивают список факторов, основываясь на имеющихся у них знаниях, и заносят ответ в первоначальную карту.
После составления первоначальной карты учащиеся начинают собирать новые данные в Базе знаний «КМ-Школы», чтобы дополнить схему новыми факторами—причинами и установить связь между ними и изменить свои карты в соответствии с этим данными. Роль учителя на данном этапе состоит в том, чтобы фокусировать внимание учащихся на взаимосвязи между факторами, а также выслушать, задать вопросы и подвести ученика к самостоятельной оценке своего мышления.
III этап (цикл) исследования. Сбор информации
На третьем этапе ученики приступают к исследованию проблемы, к изучению данного этапа в отечественной истории.
Информацию ученики могут найти:
в готовых уроках из Базы Знаний «КМ-Школы»,
в энциклопедических статьях «КМ-Школы»,
дополнить информацию интерактивными информационными объектами «КМ-Школы»,
проиллюстрировать найденную информацию фотографиями, рисунками,
IV этап (цикл) исследования. Отображение полученных знаний
Изучив содержание энциклопедических статей «КМ-Школы», получив знания из информационных объектов «КМ-Школы», ученики приступают к обсуждению информации в группе, формулируют новые причины.
Роль учителя заключается в том, чтобы выслушивать учащихся, задавать им вопросы и подводить к самостоятельному анализу материала, самоанализу.
V этап (цикл) исследования. Составление плана дальнейших действий
На этом этапе учащиеся обсуждают, куда им двигаться дальше в их исследовании, формулируют вопросы для дальнейших исследований по проблеме.
Выводы: Результатом использования инструмента «Видение причины» являются углубление знаний и уплотнение информации по изучаемой проблеме, что наглядно представлено в карте причин учащихся. У них появляется возможность сопоставить свои первоначальные представления об изучаемом с полученными в ходе исследования, знаниями.
Создание карт с помощью инструмента «Видение причины» можно использовать в исследовательских проектах, где различные факторы оказывают воздействие на конечный результат.
Н.К. Жесткова,
методист Учебно-методического отдела
ООО «КМ-Образование»
Использованная литература:
- Развитие мышления учащихся средствами информационных технологий. -
Учебно-методическое пособие/ Авт.: М.Б.Лебедева, О.Н.Шилова, Общ. ред.: Е.Н.Ястребцева. - М., 2006.
- Психология развития. - СПб.: Издательство «Питер»/Авт. Грэйс Крайг.
- Обучение для будущего. -Учебное пособие-7-е изд.,- М., Общая редакция: Е.Н.Ястребцева и Я.С. Быховский
Обсудить на форуме
Вверх >>