Добавить сайт в избранное
 
 Найти
На главную Контакты Карта сайта
О компаниях «Кирилл и Мефодий» и «КМ Образование»
Все о КМ-Школе
Купить КМ-Школу
Обучение
Этапы внедрения
Методическая поддержка
Техническая поддержка
Конкурсы
Наши пользователи
СМИ о нас
Наши партнеры

Школьный сектор ассоциации РЕЛАРН

Все партнеры


Новости Уроки е-КМ-Школа Демо-версия КМ-Wiki

Возможности ИИП «КМ-Школа» для развития у учащихся мышления высокого уровня
(на примере использования педагогического инструмента «Видение причины» на уроке)

При создании методических рекомендаций использовалось Учебно-методическое пособие «Развитие мышления учащихся средствами информационных технологий». -/ Авт.: М.Б. Лебедева, О.Н. Шилова, Общ. ред.: Е.Н. Ястребцева. - М., 2006.


Н.К. Жесткова

Информационные технологии наиболее эффективны тогда, когда они используются как инструмент развития понятийного аппарата, высокого мышления.

Ученые, говоря о мышлении высокого уровня, подразумевают такой стиль мыслительной деятельности, когда учащийся умеет анализировать и синтезировать информацию, делать логические выводы, строить доказательства, критически перерабатывать факты, грамотно представлять результаты выполненных исследований [1].

Последние исследования показали, что обучение, ориентированное на развитие мыслительных умений высокого уровня, имеет результатом более успешную учебную деятельность учащихся. Если у учащегося формируется мышление высокого уровня, то одновременно формируются и такие умения как адаптируемость, коммуникативные умения, творческий потенциал и любознательность, критическое мышление, сотрудничество и взаимодействие, саморазвитие и социальная ответственность.

Проекты с использованием ИТ позволяют учащимся осмысленно исследовать проблемы, обозначенные в вопросах к нему для структурирования учебного материала. Проекты ставят учащихся в активную позицию — решающий проблемы, принимающий решения, исследователь, документалист. Условиями реализации проектной деятельности выступают активное участие ученика, его работа в соответствии с образовательными стандартами и учебным планом, направленная на создание конкретного результата. В основе этой деятельности лежит основополагающий вопрос, она направлена на решение реальных проблем. На всех этапах проекта работа учащихся оценивается, при этом ИТ обеспечивают эффективность обучения.

В реализации проектной деятельности большую помощь может оказать технология развития высокого мышления и ИИП «КМ-Школа».

Данные методические рекомендации направлены на понимание учителем того, как можно использовать визуальный (графический) инструмент «Видение причины», который является частью работы школьников над проектом в среде «КМ-Школа» [3]. Использование данного методического приема поможет педагогу логично и аргументированно раскрыть изучаемую тему, а ученикам — провести поиск информации и более наглядно представить ее в своем учебном исследовательском проекте.

Попытаемся понять, каким образом, используя инструментальные возможности ИИП и Базы знаний «КМ-Школа», можно применять инструмент «Видение причины».

Об инструменте «Видение причины»

Графические способы представления информации играют важную роль в развитии мыслительных процессов:

  • позволяют ясно видеть изучаемую проблему;
  • помогают наглядно и понятно для себя и для других представлять структуру решаемой задачи;
  • способствуют генерации новых идей.

Инструмент «Видение причины» является графическим инструментом, который помогает учащимся наглядно изображать причинно-следственные связи между событиями. Инструмент «Видение причины» обеспечивает учащихся способностью выдвигать гипотезы, исследовать и делать предварительные заключения.

Результатом использования инструмента является Карта причин — графическая схема, отображающая проблему и факторы, на нее влияющие. Карту составляют и наполняют в процессе учебного исследования сами учащиеся, выявляя анализируемую проблему и устанавливая связь между проблемой и факторами.

Инструмент обеспечивает циклы/этапы исследования. Работая с картой, учащиеся составляют списки причин; демонстрируют начальное понимание изучаемой проблемы; исследуют и обрабатывают результаты поиска; представляют результаты своих «открытий». После этого они могут проверить, подтвердить или опровергнуть свое начальное понимание, пересмотреть карты, а затем использовать новое знание/понимание для принятия решений и разработки плана действий для ответа на вопросы большего проекта, проводимого в классе по учебному предмету (группе предметов).

Пример использования педагогического инструмента «Видение причины» в учебном исследовании группы школьников в рамках проекта «Московская Русь»

Предмет: История
Класс: 6 класс
Тема проекта / урока: «Возвышение Москвы»

Основополагающий вопрос: «Почему люди во все времена, стремясь к объединению, начинают разрушительные войны?»

Вопросы учебной темы: «Почему Москва стала центром объединения Руси?»

Частные вопросы:

  1. После чего соперничество Москвы и Твери вылилось в открытое столкновение?
  2. Почему Великое княжество Литовское претендовало на роль наследника Руси?
  3. Как компенсировалась слабая позиция московских князей в борьбе за власть?

Педагогический инструментарий: визуальный инструмент «Видение причины» и База знаний «КМ-Школа».

Темы исследований групп учащихся:

  1. Соперничество Москвы и Твери в конце XIII - в начале XIV вв.
  2. Политика московских князей в конце XIII - в начале XIV вв.

Аннотация: Учитель помогает учащимся сформулировать проблему, которую они могут разрешить в процессе своего исследования. Наводящие вопросы, которые помогают учащимся в этом, должны быть прямыми и открытыми, поставлены таким образом, чтобы заинтересовать учащихся, поощрить более глубокую дискуссию и более детальное исследование.

Этапы (циклы), предлагаемые для исследования проблемы:

Начало работы Построение первоначальной карты Сбор информации Отображение полученных знаний Принимают решения, создают план действий для ответа на вопрос исследования
I цикл II цикл III цикл IV цикл V цикл

I этап (цикл) исследования. Начало работы

Учащиеся, приступая к работе над своим исследованием, составляют план этапов его проведения, формулируют задачи, распределяют обязанности и в процессе работы готовят презентацию результатов с информационными объектами из Базы Знаний «КМ-Школы» в электронной образовательной среде «КМ-Школа».

II этап (цикл) исследования. Построение первоначальной карты по одной из тем исследований — «Соперничество Москвы и Твери в конце XIII-начале XIV вв.»

Учащиеся выстраивают список факторов, основываясь на имеющихся у них знаниях, и заносят ответ в первоначальную карту.

Соперничество Москвы и Твери в конце XIII - в начале XIV вв.

После составления первоначальной карты учащиеся начинают собирать новые данные в Базе знаний «КМ-Школы», чтобы дополнить схему новыми факторами—причинами и установить связь между ними и изменить свои карты в соответствии с этим данными. Роль учителя на данном этапе состоит в том, чтобы фокусировать внимание учащихся на взаимосвязи между факторами, а также выслушать, задать вопросы и подвести ученика к самостоятельной оценке своего мышления.

III этап (цикл) исследования. Сбор информации

На третьем этапе ученики приступают к исследованию проблемы, к изучению данного этапа в отечественной истории. Информацию ученики могут найти:

  • в готовых уроках из Базы Знаний «КМ-Школы»,

  • в энциклопедических статьях «КМ-Школы»,
  • дополнить информацию интерактивными информационными объектами «КМ-Школы»,
  • проиллюстрировать найденную информацию фотографиями, рисунками,

    IV этап (цикл) исследования. Отображение полученных знаний

    Изучив содержание энциклопедических статей «КМ-Школы», получив знания из информационных объектов «КМ-Школы», ученики приступают к обсуждению информации в группе, формулируют новые причины.

    Роль учителя заключается в том, чтобы выслушивать учащихся, задавать им вопросы и подводить к самостоятельному анализу материала, самоанализу.

    V этап (цикл) исследования. Составление плана дальнейших действий

    На этом этапе учащиеся обсуждают, куда им двигаться дальше в их исследовании, формулируют вопросы для дальнейших исследований по проблеме.

    Выводы: Результатом использования инструмента «Видение причины» являются углубление знаний и уплотнение информации по изучаемой проблеме, что наглядно представлено в карте причин учащихся. У них появляется возможность сопоставить свои первоначальные представления об изучаемом с полученными в ходе исследования, знаниями.

    Создание карт с помощью инструмента «Видение причины» можно использовать в исследовательских проектах, где различные факторы оказывают воздействие на конечный результат.

    Н.К. Жесткова,
    методист Учебно-методического отдела
    ООО «КМ-Образование»

    Использованная литература:
    1. Развитие мышления учащихся средствами информационных технологий. - Учебно-методическое пособие/ Авт.: М.Б.Лебедева, О.Н.Шилова, Общ. ред.: Е.Н.Ястребцева. - М., 2006.
    2. Психология развития. - СПб.: Издательство «Питер»/Авт. Грэйс Крайг.
    3. Обучение для будущего. -Учебное пособие-7-е изд.,- М., Общая редакция: Е.Н.Ястребцева и Я.С. Быховский

  •    © ООО «Кирилл и Мефодий», 2009                        Администратор: admin@km-school.ru