Что такое технологичность на уроке литературы?
И.В. Шалыгина |
Переосмысление сущности современных педагогических технологий в последнее десятилетие неизбежно связано с обсуждением меры их гуманитарности. В этом контексте, как правило, ссылаются на этимологию слова, восходящую к корню «tehne» - искусство, мастерство, и на закрепившееся в эпоху индустриального производства значение «переработка сырья и материалов». Поскольку об учащемся как о сырье говорить никто не решается, педагогические технологии размещаются где-то между этими двумя полюсами: искусство и производство. Причем, технология во втором значении осознается как нечто отчужденное от учителя и ученика, в силу формализованности структуры деятельности потерявшее свойство гибкости, не способное учитывать индивидуальное и единичное. Другими словами, существует точка зрения, что на пути технологизации педагогический процесс теряет личностную ориентированность и развивающие возможности. Сторонники такого подхода, как правило, восклицают: уроки литературы и педагогические технологии - вещи несовместимые!.
Мы исходим из того, что гуманитарный потенциал заключен в самой технологии, но проявляет себя усилиями педагога. Например, один и тот же прием может иметь различный гуманитарный потенциал, в зависимости от того, были ли реализованы возможности диалогического взаимодействия различных пониманий, рефлексии и обращения к личностным смыслам. Точно также использование мультимедийных образовательных ресурсов и электронных образовательных сред может быть и отчужденным от личности, и личностно значимым. В свое время В.П. Зинченко высказал мысль: чтобы стать гуманитарными, нам надо научиться быть технологичными. Наш опыт показывает, что использование компьютерных инструментальных средств подготовки и проведения урока, педагогических приемов высвобождает время на уроке для поиска и оформления личностных смыслов, развития учебного диалога и рефлексии. Покажем, как могут быть реализованы эти возможности на примере разработки конкретного урока по литературе, подготовленного с использованием ИИП «КМ-Школа».
Можно ли назвать признаки, по которым мы можем судить о технологичности современного урока? Назовем два наиболее показательных: оформление взаимодействия учителя и ученика до уровня педагогического приема (урок можно представить как цепочку приемов), организация групповой работы на этапах постановки учебной задачи, при разборе проблемных заданий, при отработке навыков, при осуществлении контрольно-оценочных действий.
Почему групповая работа обеспечивает технологичность достижения целей образования:
- если учиться сообща, лучше усваивается учебный материал;
- формируются умения вести диалог и принимать решения сообща;
- формируется ответственность за результаты своего обучения и результаты группы.
Групповая работа становится коллективной, если класс осознает коллективную ответственность за данное учителем задание и получает за его выполнение соответствующую социальную оценку; группа под руководством учителя планирует свою работу; действует такое разделение труда, которое учитывает интересы и способности каждого ученика и позволяет каждому лучше проявить себя в общей деятельности; есть взаимный контроль и ответственность каждого перед классом и группой (Лийметс).
Предлагаем один из приемов организации групповой работы, который уже описан в педагогической литературе под названием «Зигзаг». Данный прием рекомендуется при изучении большого объема учебного материала, который можно разделить на части, причем последовательность изучения этих частей должна быть несущественна для усвоения темы. На этапе подготовки к уроку учитель разделяет учебный материал на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп; например, если текст разбит на 5 смысловых отрывков, то в группах (назовем их условно рабочими) должно быть по 5 человек.
На уроке класс делится на группы. Каждый учащийся работает со своим фрагментом учебного материала: выделяет главное и составляет опорный конспект, либо план ответа. По окончании индивидуальной работы учащиеся переходят в другие группы - группы экспертов. Новые группы составляются так, чтобы в каждой оказались специалисты по одной теме. В процессе обмена результатами своей работы, составляется общая схема раскрытия темы. Решается вопрос о том, кто будет представлять тему всему классу. Вернувшись в свою рабочую группу, эксперт знакомит других членов группы со своей темой, пользуясь общей презентационной схемой. В группе происходит обмен информацией всех участников рабочей группы. Таким образом, в каждой рабочей группе, благодаря работе экспертов, складывается общее представление по изучаемой теме. Следующим этапом станет презентация сведений по отдельным темам, которую проводит один из экспертов, другие вносят дополнения, отвечают на вопросы. Таким образом, идет «второе слушание» темы. Итогом урока может стать исследовательское или творческое задание по изученной теме. Мы представили описание приема в форме технологической карты, отражающей последовательность действий учителя и учеников.
Технологическая карта приема «Зигзаг»
Гуманитарный потенциал приема «Зигзаг» заключается в том, что в нем программируется ответственность каждого за обучение всех, таким образом, формируется мотив для самостоятельной работы.
|
Подсказка 1. Редактирование урока |
Для подготовки проведения урока в сетевом компьютерном классе мы рекомендуем использовать новый продукт компании «Кирилл и Мефодий» - электронную образовательную среду «КМ-Школа». Все инструментальные средства и демонстрационный контент предоставляются компанией бесплатно. Какие возможности предоставляет «КМ-Школа» для учителя и ученика? Во-первых, учитель и ученик получают доступ ко всему образовательному контенту, разработанному компанией за 10 лет - медиатекам, готовым урокам, энциклопедиям по всем предметам школьной программы. Во-вторых, из своего автоматизированного рабочего места (АРМа) учитель получает возможность редактировать готовые уроки из контента «КМ-Школы» (см. Подсказку 1), создавать собственные уроки, направлять их на АРМы учащихся, наблюдать за ходом самостоятельной работы, просматривать презентации учащихся, автоматически обрабатывать результаты тестирования и заносить их в электронный журнал (см. Подсказку 2). В-третьих, учащиеся получают возможность оформлять результаты самостоятельной работы в форме презентаций.
|
Подсказка 2. Работа с классным журналом |
Таким образом, использование «КМ-Школы» позволяет каждому ученику формировать индивидуальный контекст изучаемой темы. Покажем, как могут быть реализованы эти возможности на примере разработки конкретного урока.
Тема: Литературный процесс 2-ой половины Х1Х в., 10 класс.
Цель: составить общее представление о данном периоде, сформулировать общие цели и сквозные вопросы курса.
Оборудование: сетевой класс, минимальное количество компьютерных мест учащихся должно быть равно количеству команд (групп), мультимедийный проектор.
Инструментальные средства и контент ИИП «КМ-Школа»: урок «Литературный процесс 2-ой половины Х1Х в.» из контента «КМ-Школы». Основное направление редактирования - разработка слайдов, содержание которых организует групповую работу, расширение информации за счет добавления электронных информационных объектов из энциклопедии и медиатеки «КМ-Школы». По сходной модели вы можете так же сами создать новый урок.
Этап целеполагания, командообразования (фронтальная беседа)
Для того, чтобы увидеть эту эпоху как целое, можно предложить ученикам подобрать 5 эпитетов, с помощью которых они бы охарактеризовали этот литературный период.
Почему этот период в развитии отечественной литературы называется классическим? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нам необходима характеристика отдельных сторон литературного процесса:
- Общественных течений;
- Литературно-художественных направлений;
- Прозы;
- Драматургии;
- Поэзии.
Осмыслить такой объем учебного материала нам поможет прием «Зигзаг», который предполагает, что каждый становится экспертом по своему вопросу, объясняет его всей группе и таким образом знания каждого становятся достоянием всех. Обсуждаются критерии оценки устного сообщения и презентации. Далее класс делится на группы, в каждой из которых должно быть 5 человек (по количеству тем), группы должны быть разнородными по составу.
|
Слайд к уроку литературы из контента «КМ-Школы» |
Этап изучения нового материала (сетевой класс, работа в в АРМе «Учащийся»)
В уроке из контента «КМ-Школы» раскрытию каждой подтемы посвящен слайд, состоящий из текста со ссылками на статьи энциклопедии, фотографий и портретных изображений (см. Слайд).
Учитель может отредактировать урок и дополнить содержание слайдов собственным текстом, ссылками на энциклопедические статьи и др. информационными объектами (работа с мультимедийным проектором - см. Подсказку 3).
Индивидуальная работа
Каждый член группы работает над своей подтемой и отбирает учебный материал в «Индивидуальном портфеле» АРМа «Учащийся», либо изучает данный вопрос по уроку из модуля «Самоподготовка». В первом случае рекомендуется создать папку по теме, задать контекстный поиск, добавить нужный материал в папку. Если этого материала недостаточно, можно задать поиск по персоналиям, событиям, которые упоминаются в связи с темой. Можно пользоваться учебниками на бумажных носителях. В результате каждый должен подготовить свой план раскрытия подтемы. Учитель наблюдает за ходом работы, при необходимости помогает сориентироваться в учебном материале.
Работа в экспертных группах
|
Подсказка 3. Работа с мультимедиа проектором в сетевом классе |
Задача этого этапа групповой работы - обсудить план раскрытия подтемы и подготовиться к сообщению в рабочей группе. Кроме того, необходимо выбрать спикера, который будет отвечать от имени группы, помочь ему подготовиться к выступлению и подготовить презентацию. Презентация готовится в «Индивидуальном портфеле» АРМа «Учащийся», должна содержать 4-5 слайдов. Необходимо обратить внимание учащихся, что основная трудность будет заключаться в необходимости ориентироваться в большом объеме материала. На уроке по данной теме нельзя дать увлечь себя частностями (биографическими данными, анализом произведений и т.п.), необходимо создать представление об эпохе в целом.
Возвращение в рабочие группы, обмен информацией
Учащиеся собираются в рабочие группы, теперь каждый готов к объяснению своей части учебного материала. В итоге группа должна выработать свой вариант ответа на проблемный вопрос урока. Учитель наблюдает за регламентом, работу необходимо организовать так, чтобы группа успела выслушать экспертов по всем вопросам. Переходя от группы к группе, выборочно заслушивает ответы учащихся. Фиксирует варианты ответа на проблемный вопрос урока.
Отчет спикера о результатах групповой работы (компьютер учителя+мультимедийный проектор+экран)
Отчет спикеров на основе презентации (не более 5 минут каждому). Для этого из модуля «Журнал» учитель открывает готовые работы учащихся, которые можно проецировать на экран с помощью мультимедийного проектора.
Этап обобщения и подведения итогов работы в группе (фронтальная беседа)
Учитель организует проблемную беседу, в ходе которой должны быть осознаны и сформулированы цели изучения всего курса литературы в 10 классе. На основе выступлений спикеров формулируется ответ на проблемный вопрос урока: почему этот период в развитии отечественной литературы называется классическим? Какие вопросы ставила и решала русская классическая литература? Какие достижения обеспечили ей мировое значение?
Таким образом, использование педагогического приема организации групповой работы «Зигзаг» и электронной образовательной среды «КМ-Школа» позволяет сделать процесс достижения целей данного урока более технологичным.
Обсудить на форуме
Вверх >>