Добавить сайт в избранное
 
 Найти
На главную Контакты Карта сайта
О компаниях «Кирилл и Мефодий» и «КМ Образование»
Все о КМ-Школе
Купить КМ-Школу
Обучение
Этапы внедрения
Методическая поддержка
Техническая поддержка
Конкурсы
Наши пользователи
СМИ о нас
Наши партнеры

Школьный сектор ассоциации РЕЛАРН

Все партнеры


Новости Уроки е-КМ-Школа Демо-версия КМ-Wiki

Интернет о нас

Обучающие программы и интернет-ресурсы: область применения, плюсы и минусы

Enfance polyphonique — Многоголосое детство
http://www.enfance-polyphonique.org/

Данная статья адресована как преподавателям школьных дисциплин, так и родителям школьников, желающим узнать, как организовать обучение своего ребенка с наибольшим для него удобством.

История дистанционного обучения началась более 100 лет назад. Уже в конце XIX века университет Квинсленда, расположенный в малонаселенной Австралии, и учебные заведения Новой Зеландии предлагали желающим получить заочную степень бакалавра.

Многие помнят обучающие телепередачи, транслировавшиеся в свое время на всю страну. С началом эпохи компьютеризации и Интернета удобство дистанционного обучения многократно возросло: отправка преподавателю выполненных заданий и написанных рефератов и эссе занимает теперь не 2-3 недели, а считанные минуты. Комментарии руководителя и ответы на вопросы студента приходят оперативно, а не тогда, когда вносить изменения в работу уже поздно.

Все чаще мы видим, что в дистанционном обучении привычного нам контакта «ученик-учитель» не происходит. На смену «живым» преподавателям в дистанционном обучении постепенно приходят программы. Исчезает человеческий фактор. Хорошо это или плохо? Рассмотрим плюсы и минусы обучающих программ для русскоязычных школьников, которые представлены в настоящее время как на CD, так и в сети Интернет.

Современные обучающие программы для школьников не сводятся к выводу на экран текста учебника. Это учителя, репетиторы и справочники одновременно. Естественно, компьютер при этом не является лишь звеном между настоящим преподавателем и учеником, как это происходит в классическом процессе дистанционного обучения: здесь мы имеем цепочку всего из двух звеньев, «ученик-компьютер», со всеми плюсами и минусами отсутствия общения с реальным учителем.

Минусы программ:

Отсутствие человеческого общения может негативно сказываться на ребенке, вся система обучения которого построена на интерактивном общении с компьютером. Школа — мощная система социализации, и форумы и чаты в Интернете ее не заменят.

При отсутствии хотя бы опосредованного, но все же контакта с преподавателем невозможно гарантировать, что человек добросовестно выполняет все полагающиеся задания. Отсюда возникает проблема сертификации учащихся — курс-то они пройти могут, но кто докажет, что его прошли именно они? Если обучаемый — ребенок, то как давать ему контрольные и обеспечить отсутствие списывания? Максимум, на что способна программа, — обеспечение обучения, но не достоверной проверки качества успеваемости.

Плюсы программ:

Компьютер предлагает стандартизованную программу обучения, причем обычно пошаговую: так же, как и в очном обучении, существует ряд этапов, которые последовательно изучаются. Можно перепрыгивать через этапы (например, если учащийся не изучает предмет «с нуля», а восполняет пробелы в образовании или повторяет особенно трудные разделы).

Поскольку материал обычно четко структурирован, можно пользоваться обучающей программой или Интернет-ресурсом как справочником.

Компьютер для ребенка — это всегда увлекательно и интересно. Кто из нас не вытаскивал насильно детей из-за монитора после нескольких часов, проведенных ими в Интернете или за играми? Компьютерные обучающие программы помогут направить «компьютероманию» ребенка в относительно полезное русло.

Поскольку время на изучение раздела не ограничено, обучаемый не испытывает стресс, который знаком каждому школьнику: страх не собраться с мыслями после внезапного вопроса преподавателя и принудительного вызова «к доске».

Заменить полностью очное образование дистанционное обучение пока что не в силах: его стандартизованность помогает «дотянуть» знания учащегося до определенного уровня, но дать больше положенного программа не в силах. Точно так же пока что она не в силах распознать особый талант и индивидуальность ребенка, дабы направить обучение в определенном направлении. В то же время многим требуется от программы именно стандартизованность: есть учебный план, и учащийся должен его выполнить.

В настоящее время Интернет-ресурсы и обучающие программы призваны выполнять роль дидактических материалов, а также материалов для самообучения, но в последнем случае мы должны помнить, что качество получаемого образования зависит преимущественно от сознательности обучаемого. В защиту подобных проектов следует сказать, что детям действительно нравится подобное обучение. Опросы, проводимые среди учеников школ, оборудованных информационной системой «КМ-Школа», свидетельствуют об интересе учащихся к компьютерным программам обучения. Часто образовательные CD и Интернет-ресурсы также содержат справочную информацию (энциклопедии, архивы электронных текстов и проч.), причем все это, естественно, мультимедийно: по запросу выводятся иллюстрации и видеоролики, можно прослушать аудиофайлы, мгновенно перейти к связанным с предметом интереса статьям.

Таким образом, обучение русскоязычных школьников посредством CD и Интернета одновременно и шире, и уже классического очного обучения. Несомненно, полноценной заменой школьному процессу такое обучение стать не может, но его вполне можно использовать в условиях, когда школьное обучение недоступно в силу географических, психологических факторов, факторов здоровья и проч. Для любого школьника такие ресурсы и программы могут стать подспорьем в образовательном процессе. Преподаватель, независимо от того, индивидуальные или групповые занятия он проводит, может объяснять учащимся темы при помощи мультимедиа-приложений, выводя их на экран при помощи проектора и используя в качестве дидактических материалов, или давать задания, которые ученики могут выполнять в его присутствии на персональных компьютерах.

Итогом данной статьи может служить следующее: обучающие программы и ресурсы — это инструмент. Адекватность и результаты его применения зависят от обучаемого и лиц, контролирующих его обучение, если таковые имеются.

Наиболее известные проекты создания обучающих программ на CD: «Кирилл и Мефодий».

Наиболее посещаемые обучающие Интернет-проекты Рунета: VIP.KM.RU — сетевая версия обучающих программ «Кирилла и Мефодия» с расширенными возожностями: дополнительно архив электронных книг, mp3, 12 энциклопедий, тренинги по компьютерным программам и прочее.

Первоисточник >>

   © ООО «Кирилл и Мефодий», 2009                        Администратор: admin@km-school.ru