Добавить сайт в избранное
 
 Найти
На главную Контакты Карта сайта
О компаниях «Кирилл и Мефодий» и «КМ Образование»
Все о КМ-Школе
Купить КМ-Школу
Обучение
Этапы внедрения
Методическая поддержка
Техническая поддержка
Конкурсы
Наши пользователи
СМИ о нас
Наши партнеры

Школьный сектор ассоциации РЕЛАРН

Все партнеры


Новости Уроки е-КМ-Школа Демо-версия КМ-Wiki

Библиотечные занятия для формирования информационной грамотности на основе использования ИИП «КМ-Школа»

И.В. Шалыгина
И.В. Шалыгина

Учителя и библиотекари все больше говорят об информационной грамотности как о важнейшем навыке современного человека. Задача библиотекарей — стать навигаторами в информационном пространстве, специалистами, способными облегчить и ускорить блуждание в виртуальной сети, экспертами, помогающими найти и оценить полученную информацию. Особая проблема для всех пользователей библиотеки - новые электронные ресурсы. Работа с ними иногда создает большие сложности. Здесь важна роль школьного библиотекаря, который может объяснить, что эти ресурсы - лишь инструменты обучения и образования, что они не самоцель, а только средства для достижения цели.

Пользователи, приходя в библиотеку за информацией, способны потерять веру в свои силы. Они думают, что стоит им войти в Интернет, как все их информационные проблемы будут решены. Обычно все бывает как раз наоборот. Школьный библиотекарь может помочь им в работе с Интернетом, а также уменьшить разочарование, возникающее у них в результате поиска информации. Самое главное — за максимально короткое время найти в Интернете релевантную и качественную информацию. Сами же учащиеся должны постепенно выработать в себе умение находить, синтезировать и усваивать информацию и новые знания из всех предметных областей данного собрания ресурсов. Вот почему организация и осуществление программ информационной грамотности - в числе самых важных задач библиотеки.

Особый информационный ресурс представляет собой ИИП «КМ-Школа»:

Во-первых, ИИП «КМ-Школа» позволяет дополнить информационно-образовательное пространство уникальными образовательными ресурсами: готовыми уроками, медиатеками, энциклопедиями, базой тестовых заданий. Достоинство Базы знаний «КМ-Школы» заключается в том, что этот информационный ресурс одинаково доступен всем учителям, независимо от преподаваемого предмета, и всем ученикам. Кроме того, этот материал принципиально избыточен по объему, что позволяет углублять и расширять учебные программы в зависимости от образовательных потребностей учащихся и специфики школы.

Во-вторых, ИИП «КМ-Школа» позволяет более технологично организовать обмен информацией между всеми участниками образовательного процесса. Решение этой задачи достигается за счет того, что все основные субъекты образовательного процесса имеют в «КМ-Школе» свои автоматизированные рабочие места (АРМы), при этом предусмотрены каналы обмена информацией и места общего доступа. Например, учитель из своего рабочего места может перейти к работам, создаваемым учащимися в своем индивидуальном портфеле, он может вносить комментарии к работам учащихся, копировать ученические работы в свой «Индивидуальный портфель». Модуль «Методический кабинет», в который все учителя могут выставлять свои работы для общего доступа и обсуждения.

В-третьих, это богатейший лицензионный ресурс существенно дополняет ресурсы библиотеки, сочетание Интернет-интранет технологий позволяет рассматривать «КМ-Школу» как уникальную среду для формирования навыков информационного поиска и, в целом, информационной культуры.

Большинство специалистов, занятых в сфере образования, на сегодняшний день осознают необходимость изменения отношения к информационным ресурсам. Традиционные курсы «Основы библиотечных знаний» уже не соответствуют новым требованиям и дополняются основами информационной грамотности, которые включают использование поисковых систем Интернета, электронных источников информации, новых возможностей коммуникации.

В обучении пользователей необходимо учитывать три основных момента:

  • знание библиотеки: для чего она служит, какие услуги предоставляет, как организована и какими ресурсами располагает;
  • навыки поиска и использования информации;
  • мотивации для обращения к библиотеке в ходе формальных и неформальных учебных проектов.

Материалы к библиотечному занятию по теме «Как искать и находить информацию?» на основе использования Библиотеки и АРМа „Учащийся“ ИИП „КМ-Школа“»

На этом этапе учащиеся осваивают различные методики поиска, учатся пользоваться различными информационными ресурсами, как печатными, так и электронными, и закрепляют навыки работы со справочным аппаратом библиотеки и справочными изданиями.

Задания для младших школьников.

Задание 1. Найди в энциклопедии ответы на следующие вопросы. Запиши, на какой странице ты нашел ответ.

  1. Я люблю читать о животных. Где я могу прочесть:
    • о лошадях?
    • о дельфинах?
    • о ящерицах?
    • Задайте в поисковой строке «КМ-Школы» слово «дельфин». Познакомьтесь с результатами поиска. Что можно найти в Медиатеке? В энциклопедической статье «Дельфины» откройте панораму «Арктика». Найдите в панораме дельфина. Какие дельфины живут в Арктике?
    • Чем отличается электронная энциклопедия от бумажной?
  2. Интересно, есть ли у червяка скелет? Где я могу прочесть о червях?
  3. Мне так нравятся кошки! Они такие разные!
    • Где я могу прочитать о редких породах кошек?
    • Подскажи, на какой странице я могу найти их фотографии?
    • Найди фотографии кошек редких пород в «КМ-Школе», расскажи, как искал и выбирал фотографии кошек в «КМ-Школе»
  4. Кошки охотятся на мышей. Но есть летучие мыши, таких им, наверное, не поймать. Где можно прочитать о летучих мышах?
  5. Оказывается, летучие мыши живут в пещерах. Я бы хотел больше узнать про загадки пещер. Подскажи, где?
  6. А еще я люблю читать про самолеты. Интересно, как выглядели самые первые аэропланы? И где вообще можно прочесть про самолеты?

Выпиши только название энциклопедии и страницы, где я могу найти ответы на свои вопросы. Спасибо за помощь!

Необходимо научить школьников работать с библиотечным каталогом. Для начала они должны разобраться, что такое каталог и как он устроен. Это может быть исследование структуры каталога с вашей помощью или традиционное объяснение. В любом случае за этим следуют практические задания. Предложите детям ответить на вопросы, используя каталог, как карточный, так и электронный.

Задание 2. Найди по каталогу имена авторов этих книг. Постарайся найти на полке книги этих авторов.

  1. Приключения Буратино
  2. Волшебник изумрудного города
  3. Сказка о рыбаке и рыбке
  4. Проверь, есть ли в Библиотеке «КМ-Школы» «Сказка о рыбаке и рыбке».
  5. Кот в сапогах
  6. В строку поиска Библиотеки «КМ-Школы» введи название «Кот в сапогах», отметьте «по названию» и «найти» текст. Сколько времени занял поиск?
  7. В Библиотеке «КМ-Школы» найди сказку Андерсена «Дюймовочка». Разверни текст на весь экран, пролистай книгу, оставь закладку на странице 97
  8. Чем электронная библиотека отличается от обычной?

Список имен и заглавий может меняться в зависимости от ресурсов библиотеки, возраста и подготовки учащихся.

Задания для средней школы.

В четвертом-пятом классе можно продолжить работу с карточками, только теперь дети работают в парах и используют сразу несколько различных книг. Школьники должны выписать, в какой книге и на какой странице они нашли ответ на поставленный вопрос. Сам ответ переписывать не нужно.

Задания по работе с несколькими источниками

  1. Вымирание динозавров — одна из наиболее загадочных страниц в истории жизни на нашей планете. Какие гипотезы существуют на этот счет? При подготовке ответа используйте несколько источников информации, не забудьте заглянуть в «КМ-Школу»
  2. Кто научил Винни-пуха разговаривать по-русски? Расскажите историю этого симпатичного медвежонка. При подготовке ответа используйте несколько источников информации, не забудьте заглянуть в «КМ-Школу».

Для выполнения этого задания, включая подведение итогов, потребуется несколько уроков. Во время работы удобнее разделить класс на две группы, а заключительное занятие лучше проводить со всеми вместе.

Вопросы для анализа результатов работы с источниками.

При подведении итогов сравниваются различные варианты ответов на один и тот же вопрос. Ученикам предлагается ответить на следующие вопросы:

  1. Правильно ли найден ответ? Достаточно ли он полный?
  2. Есть ли ответ на этот же вопрос в других книгах?
  3. Можно ли дополнить ответ, используя сведения из других книг?
  4. Каковы преимущества использования электронный энциклопедий?

Для заданий лучше выбирать темы, интересующие учащихся, чтобы работа их увлекала, пробуждала любознательность. Постепенно, от класса к классу усложняя вопросы, надо стремиться к тому, чтобы выполнение заданий требовало привлечения информационных ресурсов, находящихся вне школьной библиотеки.

Материалы к библиотечному занятию по теме «Указатели в библиотеке»

Предлагаем план урока, посвященного различным типам указателей.

Цель урока - познакомить учащихся с устройством указателя и научить им пользоваться.

Знакомство со справочно-поисковым аппаратом начинается с книг и картотек, как наиболее доступных информационных источников, но по возможности следует использовать на занятиях и электронные ресурсы, демонстрируя, что общего и в чем разница между поисковыми системами тех и других.

Информационные материалы:

  • справочники и научно-популярные издания с указателями;
  • телефонный справочник;
  • словарь;
  • CD-ROM - электронная энциклопедия;
  • сайт в Интернете
  • ИИП «КМ-Школа»

Содержание урока.

Указатель — это алфавитный список ключевых слов и понятий, сообщающий, где в книге я могу найти сведения по конкретной теме.
Указатель облегчает поиск информации, т.к. материал в нем организован систематически и по алфавиту.
Существуют различные типы указателей - именной, предметный, оглавление книги и пр.

Работая с указателем, задайте себе следующие вопросы:

  1. Согласно указателю, в одном или в нескольких разделах книги находится интересующая меня информация?
  2. Можно ли по указателю определить, сколько страниц посвящено интересующему меня вопросу?

Покажите ученикам несколько книг, снабженных указателями. Обсудите, сколько времени займет поиск ответа по определенной теме в книгах различного объема — в «толстых и тонких», в книге без указателя. Объясните учащимся, как надо вести поиск, на конкретных примерах.

Покажите, как устроены:

  1. алфавитный указатель (именной и предметный);
  2. телефонная книга (по алфавиту фамилий или названий организаций).

Объясните, что указателями снабжены компьютерные базы данных, программы на CD-ROM.

После подробного объяснения предложите ученикам выполнить самостоятельные задания.

С помощью указателя и поисковых слов ученики отыскивают фрагменты информации в различных источниках. Указатели и оглавления помогают учащимся в поиске, но им требуется время на то, чтобы научиться ими пользоваться. Важно постоянно тренировать навыки работы со справочным аппаратом.

Указателем может служить карточный каталог, построенный по алфавитному принципу.

Задание: найти в библиотечном каталоге ответы на вопросы:

  1. Какие интересные книги о приключениях есть в школьной библиотеке? Что бы ты посоветовал прочесть своим товарищам?
  2. Посмотрите, какая приключенческая литература есть в электронной библиотеке портала «Школьный Клуб». Для поиска используйте рубрикатор библиотеки. Можно ли рубрикатор электронной библиотеки назвать каталогом?
  3. Используя ИИП «КМ-Школа», найдите информацию о Туре Хейердале, рассмотрите карту путешествий Тура Хейердала.
  4. Мой друг прочитал книгу. Кто ее написал? Есть ли она в нашей библиотеке?
  5. По телевизору показывали программу о сказочной стране Нарнии. Но я не смог найти книгу с таким заглавием. Фамилия автора Льюис. Не мог бы ты подсказать мне название книги?
  6. На уроках географии вам рассказывали о Великих географических открытиях. Подскажи, какую книгу на эту тему можно найти в библиотеке? Какие материалы можно найти в «КМ-Школе»?
  7. С помощью «КМ-Школы» найди ответ на вопрос: в каком произведении впервые появилось слово «робот»? Посмотри по каталогу, есть ли в школьной библиотеке произведения автора этой книги?

Составляя задания, старайтесь, чтобы они звучали как приглашение к сотрудничеству, а не как вопросы в экзаменационных билетах. Лучше, если вариантов ответов может быть несколько - на выбор. Важно, чтобы учащихся увлек сам процесс поиска, а не стремление угадать конкретный ответ.

Материалы к библиотечному занятию по теме «Критическая оценка полученной информации»

Умение вести информационный поиск подразумевает также умение критически оценивать полученную информацию. Любые сведения, почерпнутые как из традиционных печатных источников, так и из электронных, должны проверяться и анализироваться.

Предложите учащимся сравнить информацию по одной теме (например, экономика какого-нибудь государства), но полученную из различных источников, в том числе электронных. Обратите внимание учеников на встречающиеся неточности, разночтения и ошибки. Объясните, что даже прекрасно организованные сайты в Интернете, при всей их внешней привлекательности, зачастую содержат непроверенную, а иногда и заведомо ложную информацию.

Важно как можно раньше научить детей критически мыслить и оценивать получаемую информацию, тогда это войдет в привычку. Работу по критической оценке информации необходимо проводить в тесном сотрудничестве с учителем — это важное условие успеха.

Критическая оценка полученной информации (источник — «КМ-Школа»)

  1. Долго ли загружается страница?
  2. Привлекательно ли она выглядит?
  3. Легко ли читается?
  4. Есть ли поисковый указатель?
  5. Есть ли указатель содержания?
  6. Есть ли в Базе Знаний:
    • рисунки, фотографии
    • звуковые фрагменты
    • видеофрагменты.
    • тренажеры
    • тестовые задания
  7. Какого качества?
  8. Несут ли изображения дополнительную информацию?
  9. Смог бы ты получить больше информации из справочника?
  10. Не попадалась ли тебе неверная информация?
  11. Достаточно ли актуальна предложенная информация?
  12. Есть ли отсылки к другим материалам с похожей информацией?
  13. Проанализировав все свои ответы, считаешь ли ты, что можешь использовать «КМ-Школу» для своей исследовательской работы?
  14. Какие достоинства «КМ-Школы» ты можешь отметить?
  15. Что тебе не понравилось?
  16. Чего недостает?
  17. Если бы тебе предложили улучшить «КМ-Школу», что бы ты изменил?

   © ООО «Кирилл и Мефодий», 2009                        Администратор: admin@km-school.ru