Добавить сайт в избранное
 
 Найти
На главную Контакты Карта сайта
О компаниях «Кирилл и Мефодий» и «КМ Образование»
Все о КМ-Школе
Купить КМ-Школу
Обучение
Этапы внедрения
Методическая поддержка
Техническая поддержка
Конкурсы
Наши пользователи
СМИ о нас
Наши партнеры

Школьный сектор ассоциации РЕЛАРН

Все партнеры


Новости Уроки е-КМ-Школа Демо-версия КМ-Wiki

Разработка библиотечного занятия «О способах чтения»
на основе тренинга «Учимся читать быстрее»

И.В. Шалыгина
И.В. Шалыгина

Информацией насыщено всё вокруг нас и мы сами. Для освоения этих необъятных информационных ресурсов изобретены специальные технологии. Их задача — оптимизировать, т.е. сделать как можно более результативными и экономными, процессы поиска источников информации, отбора необходимой информации и её переработки.

Для формирования культуры чтения мы рекомендуем использовать тренинг из курсов развития личности «Учимся читать быстрее». Перед тем, как выбирать режим чтения, рекомендуем обратиться к электронному диагностическому тесту, позволяющему определить индивидуальную скорость и качество работы с текстом. Этот тест находится на втором слайде первой темы «Читать со скоростью мысли».

Вот перечень основных используемых режимов (или способов) ознакомления с печатным источником:

  • Углублённое чтение. Этот способ предполагает внимательное (иногда и неоднократное) прочтение материала. Применяется, когда стоит задача вникнуть в суть излагаемого, понять точку зрения автора, уяснить причинно-следственные связи описываемых событий или явлений. Освоение информации с использованием этого режима часто проходит одновременно с оценкой, сравнением, которые способствуют более глубокому пониманию и продуктивному запоминанию.

Мы рекомендуем читателям полностью изучить занятие «Повышение концентрации внимания и улучшение памяти». Материал этого занятия позволит преодолеть основные трудности, с которыми сталкивается читатель, нацеленный на внимательное, вдумчивое и быстрое чтение. Таблицы Шульте, используемые в этом занятии, помогут вам тренировать внимание и улучшить качество восприятия информации.

Часто бывает, что проблема непонимания текста возникает оттого, что читатель слишком «топчется» на каждом слове. Причина слабого понимания текста может крыться в неподходящей скорости чтения. При изучении трудного текста попробуйте читать быстрее. Возможно, вам скорее удастся схватить суть текста на высоких скоростях. В этом вам помогут тренировки на тренажерах. Один из них — «Читаем быстро и внимательно». На экран выводятся блоки текста, ваша задача уловить их смысл. Далее предлагаются вопросы по содержанию текста:

  • Параллельное чтение. При этом способе одновременно изучаются несколько публикаций по одной теме или проблеме. Особенно интересно, когда авторы их придерживаются разных точек зрения. Вам придётся проанализировать разные взгляды, оценить убедительность аргументации, выбрать наиболее предпочтительную позицию и обосновать свой выбор. Этот способ чтения лучше использовать при подготовке докладов, рефератов.

  • Выборочное чтение предполагает избирательное знакомство с отдельными разделами текста, отобранными при изучении содержания издания, либо при ознакомлении с имеющимися вспомогательными указателями и словарями, либо при просмотре текста. Для отработки правил и приемов выборочного чтения мы рекомендуем обратиться к занятию «Как работать с прессой».

  • Чтение-просмотр. Используется для предварительного ознакомления с книгой или статьёй. Этот способ позволяет при надлежащем внимании и сосредоточенности за короткий промежуток времени решить, стоит ли эта книга или статья более детального изучения, или сразу выбрать из нее нужный материал.

Для отработки навыков этого вида чтения мы рекомендуем обратиться к занятию «Слаломные техники скорочтения». В составе этого занятия — упражнения для отработки методов «Охвата пары строк», «Переменного охвата», «Обратного чтения», «Чтения „Зигзаг“», «Метода двойных полей». Эти методы можно применять для предварительного или беглого просмотра статей, для поиска или припоминания какой-либо информации, а также нормального чтения.

  • Сканирование. Так называют быстрый просмотр печатного материала с целью поиска имён, дат, статистических данных, фактов. Развитая зрительная память даёт возможность при взгляде на страницу текста мгновенно отыскать нужную информацию: фамилию, цитату, название и т.п. Для тренировки навыков беглого просмотра текста рекомендуем упражнение «Восприятие» из занятия «Вижу цель!». При выполнении этого упражнения мы тренируем способность видеть строку целиком.

Динамичная и увлекательная подача материала тренингов по развитию личности «КМ-Школы» сделает процесс обучения интересным и наиболее продуктивным. Система диагностики поможет проследить динамику развития отдельных навыков и качество усвоения материала, индивидуально подобрать ритм работы и правильно скорректировать процесс формирования навыков эффективного чтения.

Занятия «КМ-Школы» полностью соответствуют требованиям современной системы образования, создавались ведущими специалистами отечественной психологии и педагогики, которые взяли за принцип девиз: «Просто о сложном».

Курс «Учимся читать быстрее» содержит:

  • интерактивные упражнения различных типов по всем темам изучаемого курса;
  • теоретический материал с полными комментариями и содержательными мультимедиа объектами;
  • биографический и терминологический справочники, хрестоматии, энциклопедические статьи;
  • материалы практических занятий и тесты;
  • систему диагностических тестов, результаты которых наглядно представлены в «Дневнике достижений».

Что бы ни случилось — ученик не останется без виртуального наставника!

   © ООО «Кирилл и Мефодий», 2009                        Администратор: admin@km-school.ru