Добавить сайт в избранное
 
 Найти
На главную Контакты Карта сайта
О компаниях «Кирилл и Мефодий» и «КМ Образование»
Все о КМ-Школе
Купить КМ-Школу
Обучение
Этапы внедрения
Методическая поддержка
Техническая поддержка
Конкурсы
Наши пользователи
СМИ о нас
Наши партнеры

Школьный сектор ассоциации РЕЛАРН

Все партнеры


Новости Уроки е-КМ-Школа Демо-версия КМ-Wiki
Система работы тьютора при освоении и использовании ИИП «КМ-Школа» в учебном процессе: Методические рекомендации к проведению тьюторского семинара

Разработчик: Шалыгина И.В., к.п.н., доцент,
руководитель учебно-методического отдела ООО «Кирилл и Мефодий»

Данные материалы адресованы руководителям региональных экспериментальных площадок по внедрению ИИП «КМ-Школа», региональным представителям компании, которые сталкиваются с масштабными задачами по обучению педагогов работе с новым электронным продуктом, координации программ внедрения «КМ-Школы» в учебно-воспитательный процесс образовательных учреждений. Один из вариантов решения этих задач - подготовка и организация работы тьюторской команды. Опыт показывает, что тьюторами, как правило, являются преподаватели университета, кафедр и методических кабинетов региональных институтов повышения квалификации, методисты методических центров, центров дистанционного обучения, заместители директоров школ по информатизации. Т.е. это специалисты высокой квалификации, которые нацелены на оказание профессиональной поддержки педагогам, включающимся в освоение новой электронной образовательной среды.

По нашему мнению, работа с тьюторами может быть представлена как последовательное развертывание следующих этапов:
Этапы работы с тьюторами
Мы считаем, что на первом этапе тьюторы должны сами пройти обучение по программе «Использование ИИП „КМ-Школа“ в учебном процессе». Учебный центр ООО «Кирилл и Мефодий» предлагает дистанционный курс по данной программе на основе среды «Bridge to Knowledge» (см. схему организации на примере Самарского ИПКРО).

Схема организации дистанционного обучения

После окончания обучения тьюторов начинается развертывание тьюторской поддержки в регионе. Для того, чтобы сделать эту работу целенаправленной, координированной, согласовать цели и основные направления деятельности, мы предлагаем организовать и провести тьюторский семинар. Примерный план семинара:
  • Защита квалификационных проектов, рефлексия результатов обучения;
  • Целеполагание, задачи тьютора в системе дистанционного обучения;
  • Позиция тьютора в образовании (из истории вопроса);
  • Групповая работа: анализ жизненных ситуаций;
  • Особенности обучения взрослых;
  • Групповая работа: основные компетенции тьютора;
  • Творческая рефлексия тьюторской позиции;
  • Презентация методических материалов для тьюторов.
Методические материалы для проведения такого семинара включают:
  1. Разработку семинара,
  2. РР-презентацию для его проведения,
  3. Комплект дополнительных материалов по истории и теории тьюторства для организаторов семинара.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Защита квалификационных проектов, групповая рефлексия результатов обучения
  2. Согласование представлений о сущности тьюторской позиции в образовании
  3. Позиция тьютора в образовании (из истории вопроса)
  4. Анализ жизненных ситуаций, актуализирующих необходимость тьюторской поддержки
  5. Особенности взрослых учащихся
  6. Основные компетенции тьютора
  7. Творческая рефлексия тьюторской позиции
  8. Презентация методических материалов для тьюторов
  9. Литература
Цели Содержание презентацииФормы организаци

1. Защита квалификационных проектов, групповая рефлексия результатов обучения

Актуализация результатов обучения по программе «Использование ИИП „КМ-Школа“ в учебном процессе»;

Знакомство с лучшими квалификационными работами;

Рефлексия результатов обучения.

1.Какие разделы программы обучения показались самыми интересными? насыщенными? полезными? сложными?
2.Когда Вы планируете начать использовать «КМ-Школу» на своих уроках?
3.Готовы ли вы поощрять своих учеников использовать компьютерные технологии?
4. Готовы ли Вы консультировать своих коллег по вопросам применения «КМ-Школы»?
Участники семинара делятся на группы, принимают участие в публичной защите квалификационных проектов, каждая группа представляет свой вариант ответа на вопросы Рефлексивной карты.

Рекомендуем предложить для защиты на семинаре 2-3 проекта.

2. Согласование представлений о сущности тьюторской позиции в образовании.
(Подробнее в Приложениях 1 и 2)

Согласование определения основного понятия - «тьютор»;
Представление об этапах развертывание тьюторской поддержки и задачах тьютора на каждом этапе;
Знание схемы организации дистанционного обучения, предлагаемой Учебным центром ООО «Кирилл и Мефодий».
Кто такой тьютор?
  • консультант,
  • наставник,
  • советник,
  • организатор информационного обмена, основанного на ресурсах образовательной среды

Этапы развертывания тьюторской поддержки

1 ЭТАП

Тьюторская поддержка дистанционного обучения педагогов по программе «Использование ИИП „КМ-Школа“ в учебном процессе» в среде В2К.

Схема организации дистанционного обучения

Задачи тьютора:

  • Помогает настроить программное обеспечение компьтеров для работы в Среде ДО;
  • Консультирует по вопросам регистрации в Среде ДО, помогает освоить инферфейс;
  • Подает личный пример роли учащегося, помогая поддержать рабочую и учебную среду взаимоуважения;
  • Руководит учебной группой, помогая обучающимся включиться в учебный процесс, содействуя принятию решений, помогая в выборе подходящей информации, достижении целей, а также предлагая задумываться над собственным учебным процессом, и рекомендуя способы его улучшения;
  • Следит за успехами обучающихся, их деятельностью и качеством работы, помогает решать возникающие сложности, контролирует соблюдение сроков сдачи контрольных работ;
  • Является советником по вопросам обучения, устанавливающим и объясняющим критерии успешного обучения, помогает обучающимся преодолевать препятствия, обоснованно выбирать темы квалификационных работ;
  • Поддерживает мотивацию к обучению, побуждая обучающихся применять свои идеи на практике.
2 ЭТАП

Тьюторская поддержка творческих инициатив педагогов на этапе массового использования ИИП «КМ-Школа» в учебном процессе.

Задачи тьютора:

  • Анализирует опыт использования «КМ-Школы» в учебном процессе;
  • Готовит и проводит педагогические мастерские по актуальным методическим проблемам использования «КМ-Школы»;
  • Поддерживает группы взаимопомощи и взаимообучения педагогов;
  • Проводит презентации обновлений «КМ-Школы»;
  • Обеспечивает участие педагогов, использующих «КМ-Школу», в региональных и всероссийских акциях, форумах, конкурсах.
Фронтальная беседа с использованием слайдов презентации.

3. Позиция тьютора в образовании (из истории вопроса).
(Подробнее в Приложении 3)

Знать, откуда проистекает идея тьюторства в образовании, какими традициями она подпитывается;

Знать формы взаимодействия тьютора и школяра;

Этапы становления системы тьюторской поддержки в университетском образовании;

Задачи тьюторской поддержки в реализации целей образования.
Прежде чем обсуждать формы и способы тьюторской поддержки, предлагаем более подробно рассмотреть,

Кроме того, нам важно понимать, что тьютор в ДО имеет дело со взрослыми людьми и должен учитывать особенности обучения взрослых.

История тьюторства берет свое начало в средневековом университете.

Слово «университет» в средние века означало любой организованный союз людей, свободно объединившихся в каких-либо целях или интересах. Изначально университеты являлись корпорациями преподавателей и школяров, различавшихся лишь тем, что в одних заправляли всеми делами школяры, а в других - преподаватели.

Границу между школяром и преподавателем в средневековом университете провести было практически невозможно. Так, бакалавр был, с одной стороны, преподавателем, а с другой - продолжал оставаться школяром. И учащие, и учащиеся одинаково были людьми духовного звания, а зачастую и одного возраста.

В средние века пребывание в университете считалось неформальным приобретением знаний. Не было программ, стандартов, расписаний. Каждый магистр читал то, что составляло предмет его интереса, каждый школяр сам выбирал, у кого учиться.

Школяр сам выбирал путь, которым он постигнет знания, необходимые для получения статуса ученого мужа. Тьютор помогал ему в этом: советовал, какие лекции и практические занятия лучше посещать, как составить план своей учебной работы, следил за тем, чтобы его подопечный хорошо занимался и был готов к университетским экзаменам.

Традиционная структура тьюторской системы включала:
  • Собственно тьюторство - коллегиальные чтения;
  • Руководство занятиями, обеспечивающее учебу школяров, в том числе и в каникулярное время;
  • Моральное наставничество, предполагающее сопровождение жизни школяра в университете.
Тьюторами могли стать те, кто обладал способностями к рефлексии и анализу своего опыта самообразования и изобретал способы его передачи.

Тьютор, как правило, занимался со своим школяром тет-а-тет, а наиболее известные тьюторы устраивали тьюторские классы.

Через деятельность тьютора осуществлялась состыковка самообразования, воспитания, формирования образа жизни и возможностей их индивидуального освоения.

Во все эти процессы тьютор был включен не из внешней позиции, как специалист, но как включенная фигура: он продолжал заниматься научным исследованием, самообразованием и жил вместе со школяром по законам университетской жизни, одними ценностями и одним образом.

Лекция на основе материалов презентации.

4. Анализ жизненных ситуаций, актуализирующих необходимость тьюторской поддержки.
(Подробнее в Приложении 4)

Рефлексия собственного опыта самообразования, выявление ситуаций, в которых востребована тьюторская поддержка. Задания для групповой работы:
  • Опишите проблемную ситуацию, встречавшуюся в Вашем опыте, где была востребована деятельность тьютора;
  • Опишите случай из Вашей образовательной истории, когда кто-то выступил по отношению к Вам как тьютор;
  • В какой области знания вы можете выступить в качестве тьютора?
  • Опишите в форме пятистишия свое понимание сущности тьюторства.
Вопросы обсуждаются в группе. Затем группы выступают с сообщениями.

5. Особенности взрослых учащихся.
(Подробнее в Приложении 5)

Знать основные особенности взрослых обучающихся;

Знать основные принципы организации обучения взрослых.
Потребность в самостоятельности.

Способность самостоятельно принимать решения, нести за них ответственность - основная черта поведения и самосознания взрослого человека. Когда взрослый попадает в учебную обстановку, возникает противоречивая ситуация: человек как бы отбрасывается назад, в собственное прошлое, когда, сидя на школьной скамье, он находился в прямой или косвенной зависимости от учителя. Поэтому взрослым учащимся необходимо предоставить возможность самостоятельного выбора из нескольких альтернатив.

Пример:

Для большинства слушателей признать, что они что-то делают не так, особенно если это привычная модель поведения, - значит подвергнуть сомнению свой жизненный и профессиональный опыт. Чем этот опыт больше, тем сильнее сила сопротивления. Даже если человеку приходится признавать свои ошибки, это делается примерно так: «Нет, в общем-то, я согласен, но…».

Назревшая необходимость - залог готовности к обучению.

В случае обучения взрослых людей даже указание руководства не всегда убеждает в том, что обучение им действительно необходимо. Опыт показывает, что начало обучения стоит посвятить специальному обращению к ситуации в компании, вытекающим из нее требованиям к знаниям и умениям.

Практическая направленность.

Традиционно учебные материалы организованы на теоретической основе, а логика стройной системы знаний расходится с характером прикладных знаний.

Обучающийся приходит с ожиданием, что его научат, как на рабочем месте М нужно осуществлять действия Д, включенные в рабочий контекст К, чтобы получить результат Р; вместо этого ему часто предлагают общую модель и общий подход, который должен в идеале привести к желаемым результатам, но излагается в таком общем виде, что ни действия, ни контекст, ни результаты не ясны для участников.

Разрешение противоречия - тематическая привязка теории к типичным ситуациям, выстраивание другой логики - логики реальных действий.
Проблематизированная лекция.

Лектор предлагает обсудить в парах и записать у себя в тетради 3 основные особенности взрослых учащихся. Далее этот список инвентаризируется на доске.

После этого лектор сообщает свой вариант ответа на вопрос лекции. Слушатели записывают в тетради основные тезисы лекциии и отмечают, что было известно и что они узнали нового.

6. Основные компетенции тьютора.
(Подробнее в Приложении 6)

Обобщение понимания сущности тьюторской позиции, переосмысление понимания в категориях «знания» и «умения».

Рефлексия уровня собственной готовности к реализации тьюторской позиции.

Постановка задач самообразования.
Выберите одно из направлений тьюторской деятельности и составьте Карту компетенций тьютора по схеме:
  • Тьютор должен знать:
  • Тьютор должен уметь:
Основные направления деятельности тьютора:
  • Сопровождение процесса повышения квалификации: индивидуальное и групповое консультирование;
  • Подготовка и проведение тьюторских семинаров и педагогических мастерских;
  • Обобщение опыта использования ИКТ.
Групповая работа. Группа выбирает одно из направлений деятельности тьютора и формулирует основные знания и умения, необходимые для обеспечения этого направления.

Затем группы вытупают с сообщениями о результатах своей работы. Можно также организовать самооценку собственных знаний и умений по полученному списку.

7. Творческая рефлексия тьюторской позиции.

Данный этап преследует те же цели, что и предыдущий: обобщение понимания сущности тьюторской позиции. Основное отличие этого этапа заключается в том, что обобщение проводится на уровне интерпретации культурных образов. Выберите сказочный сюжет, наиболее точно раскрывающий взаимодействие «тьютор-педагог». Например, «Сказка о Сереньком козлике», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Чебурашка и Крокодил Гена».

Расскажите сказку.

Анализ творческих работ.

Назовите основные типы взаимодействий «тьютор-педагог», их возможности и ограничения.
Групповая работа. Группа выбирает один их известных сказочных сюжетов и сочиняет короткую сказку про тьютора. Рекомендуем текст записать, таким образом, мы сократим этап защиты проекта. Текст может состоять из 10-15 предложений.

При анализе творческих работ обращаем внимание, какие типы взаимодействий отражены в этом сюжете (опека, партнерство, манипуляция и т.п.). Обсуждаем возможности и ограничения этого типа при реализации тьюторской позиции.

8. Презентация методических материалов для тьюторов.

Знакомство с содержанием методических материалов;

Определение их назначения и вариантов использования.
Содержание диска:
  • Программа учебного курса;
  • Учебные материалы для проведения консультаций по всем темам учебного плана (файлы в формате pps, файлы уроков в формате kma3);
  • Сборник практических заданий;
  • Материалы установочного тьюторского семинара.
Фронтальная работа. Краткое сообщение.

Литература

1. Английские университеты и годы студенчества великих людей. Под ред. Богданович Л.А. (Иностранные университеты. Вып.1) М., 1899. 2. Игнатович В. История английских университетов. СПб, 1861.
3. Ле Гофф, Ж. Интеллектуалы в средние века. Долгопрудный 1997 год.
4. О началах английского университетского воспитания: Пер. с англ. Попова. М., 1859.
5. Суворов Н. Средневековые университеты. М., 1898.
6. Введение в тьюторство http://www.mioo.ru/podrazdinfpage.php?prjid=303&id=89
7. Анисимов О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. М.: Экономика, 1991.
8. Бендова Л.В., Долгоруков А.М.. Система открытого обучения «ЛИНК» и метод «case study». Тезисы докладов конференции. Журнал «Менеджмент» Ассоциация развития управления, 1997. № 5.
9. Долгоруков А.М., Соколов В.Л. Рабочая тетрадь 2 «Взгляд на курс с высоты птичьего полета». М.: Центр интенсивных технологий образования, 2000.
10. Долгоруков А.М., Казакова Е.А.. Методика подготовки преподавателей Международного учебного центра «ЛИНК». Выпуск 2. Жуковский: Международный Центр дистанционного обучения. «ЛИНК», 1994.
11. Ширс А. Подготовка преподавателей курса менеджмента. М.: Национальный фонд подготовки финансовых и управленческих кадров, Международный центр финансово-экономического развития, 1997.
12. Щедровицкий Г.П., Розин В., Алексеев Н., Непомнящая Н. Педагогика и логика. М.: Касталь, 1993.
13. Щедровицкий Г.П. Философия. Наука. Методология. М.: Школа Культурной Политики, 1997.
14. http://www.cito.ru
15. Практическое руководство для тьютора системы Открытого образования на основе дистанционных технологий. Под редакцией А.М. Долгорукова, М.: ЦИ-ТО, 2002.

Приложение 1

Определение термина «тьютор»

Термин «тьютор» получил распространение в профессиональном языке всего несколько лет назад. В основном, это произошло за счет развития дистанционного обучения, что несколько ограничило потенциальное значение термина. Как и многие заимствованные слова, «тьютор», подразумевает отличающееся от дословного перевода значение (tutor - наставник, воспитатель). Это отличие обуславливается конкретно применяемой технологией обучения, соответствующим функциональным значением и объективными потребностями рынков, вызвавшими появление новых технологий обучения.

Тьютор - в условиях дистанционного обучения в Интернет-среде - преподаватель-консультант, наставник, советник; куратор информационного обмена, основанного на ресурсах сети, созданной в образовательных целях.

Тьютор - наставник, куратор ученика, помогающий ему в организации своего образования. Тьютор в дистанционном обучении может быть очным или удаленным от ученика педагогом, помогающий ему выстраивать индивидуальную траекторию своего дистанционного образования.

Тьютор (преподаватель-консультант) - организует эффективное изучение курса, проводит семинары и консультирует студентов, проверяет и комментирует письменные задания.

Задачи тьютора:
  • помочь Вам получить максимальную отдачу от учебы
  • следить за ходом Вашей учебы
  • давать обратную связь по выполненным заданиям
  • проводить групповые тьюториалы
  • консультировать и поддерживать Вас
  • поддерживать в Вас заинтересованность в обучении на протяжении всего курса
  • предоставить Вам возможность связываться с ним посредством телефона, почты, электронной почты и компьютерных конференций
Приложение 2

Откуда берутся люди, удовлетворяющие требованиям к тьютору

Не все практики, даже будучи признанными специалистами в своей области, могут удовлетворять требованиям предъявляемых к тьютору. Если качества, относящиеся к специальным требованиям, как правило, являются восполнимыми в квалификации конкретного человека, то общим качествам научить целевым образом нельзя. Поиск, отбор и интеграция таких людей в практику учебного процесса также определяется специальными технологиями. Этот процесс является непрерывным.

В чем суть непрерывности.
Развитие квалификации каждого человека имеет своего рода «жизненный цикл». Фазы этого цикла можно условно определить как «бурный рост», «поддержание на определенном относительном уровне» и «консервация абсолютного значения или качественная модификация». Чередование этих фаз хотя и связано с биологическим возрастом человека, но определяется только целями, которые он хочет достичь с необходимой для этого квалификацией.

В фазе «бурного роста», как правило, не бывает персональных целей, которые могут мотивировать человека участвовать в обучении других (за исключением тех случаев, когда этот человек является профессиональным педагогом либо когда мотивом участия в обучении являются персональные психологические особенности).

В фазе «поддержания» персональными целями и соответствующими мотивами участия в обучении являются преимущественно профессиональные цели: экстенсивное или интенсивное расширения зон персональной ответственности, организация параллельных деловых процессов и т.п. В этой фазе люди заинтересованы «учить, чтобы вместе работать». В этом случае возможна корреляция целей учащихся и «тьюторов» и соответствующая синергетика в процессах.

В фазе «консервации» люди концентрируются преимущественно на целях, связанных с обучением, даже если они не участвуют в учебных процессах. Более того, часто это обучение или консультирование становится самоцелью.

Управление процессом совмещения теории и практики с помощью тьютора будет наиболее успешным, когда в качестве тьюторов будут выступать люди, находящиеся на второй фазе развития персональной квалификации.

Непрерывность процессов поиска, отбора и интегрирования тьюторов в учебный процесс заключается в том, что люди не могут быть на пике своей «тьюторской» эффективности. Соответственно, они будут уходить из учебного процесса как тьюторы, преобразуясь при этом либо в специалистов другого качественного уровня, либо в классических (пусть даже очень хороших) преподавателей. Жизненный цикл тьютора составляет максимум 3-4 года и определяется сроком достижения персональных профессиональных целей, которые коррелируют с профессиональными целями учащихся.

Люди, которые наиболее соответствуют вышеописанному «портрету» тьютора, как правило, являются средним звеном управленцев и специалистов на успешно действующих фирмах и предприятиях. По не зависящим от них причинам эти люди достигли «потолка» в карьерном росте и обладают квалификацией, которая превышает требования должностей, которые они занимают. Упомянутые «независящие причины» наиболее часто имеют место на средних частных фирмах либо крупных предприятиях, направление развития которых не совпадает с направлениями развития отдельных активных специалистов.

Приложение 3

История тьюторства

В XI-XII веках в Европе возникло необыкновенное явление - мощное интеллектуальное движение, повсеместный всплеск тяги к знанию. Экономическая и культурная жизнь развивалась так, что требовала большого количества грамотных людей. Знания становились необходимым условием жизни и развития общества.
Университеты возникали как поселения школяров вокруг старинных монастырских школ, где хранились большие книжные собрания, в городах, чьи местные законы были благоприятны для чужеземцев, занимающихся наукой. Со всех сторон в университетские кампусы стекались жаждущие знания и жаждущие нести знание в мир - будущие проповедники, учителя, юристы и врачи.
Университетское сообщество представляло собой братство, исповедующее ценности знания и свободы и говорящее на одном языке - латыни. С одной стороны, это сообщество было наднациональным, не знающим государственных границ, странствующим от кампуса к кампусу вслед за получающими известность магистрами. С другой стороны, ученые чужестранцы объединялись в землячества для защиты своих интересов и ценностей.
Таким образом, центр тяжести культуры сместился от монастырей к городам, которые становились покровителями школяров: настоящим городом мог считаться тот, который имел свой университет. А университеты стали тем общественным институтом, который открыл кладовые знания миру.

Слово университет (от лат. universitas - совокупность) в средние века означало любую общественную организацию или любой организованный союз людей, свободно объединившихся в каких-либо целях или интересах. Изначально университеты являлись корпорациями преподавателей и школяров, universitates magistrorum et scolarium, различавшихся лишь тем, что в одних заправляли всеми делами школяры, а в других - преподаватели.
Границу между школяром и преподавателем в средневековом университете провести было практически невозможно. Так, бакалавр был, с одной стороны, преподавателем, а с другой - продолжал оставаться школяром. Магистр низшего факультета (факультета искусств), стремившийся получить ученую степень по одному из высших факультетов (юридическому, медицинскому или богословскому), становился там в положение школяра, а затем бакалавра, и только потом порывал связь с прежним факультетом. Школяр зарабатывал себе деньги преподаванием, чтобы скопить необходимую сумму для посещения лекций какого-либо прославленного профессора. И учащие, и учащиеся одинаково были лицами духовного звания, а зачастую и одного возраста.
О тьюторстве как сложившейся форме университетского наставничества можно говорить, начиная с XIV века. С XII по XIV век университеты постоянно воевали с городами, отстаивая свои права, и жизнь в них еще не являлась установившейся. После того, как спокойная жизнь в университетских городках наладилась, некоторые члены коллегии, не получившие бенефиции (должности «в миру»), предпочитали оставаться в университете. Возможно, одной из причин их укоренения в alma mater было и то, что им нравилось учиться и заниматься науками.
Тьюторами, в отличие от преподавателей, могли стать те, кто обладал способностями к рефлексии и анализу своего опыта самообразования и изобретал способы его передачи. Тем самым, появление тьюторов было особенно актуально для тех школяров, кто хотел сократить срок получения образования.
К концу XVI века тьютор становится центральной фигурой в университетском образовании, отвечая, прежде всего, за воспитание подопечных. Так как в университеты приходили учиться все более молодые люди, тьюторам вменялся надзор над определенным числом школяров. Тьютор заменял школяру родителей, был ближайшим помощником во всех затруднениях; сопровождал его жизнь в коллегии, включая быт.
В XVII веке сфера деятельности тьютора расширяется - все большее значение начинают приобретать образовательные функции. Тьютор теперь готовил подопечного к академическим лекциям и руководил в частных занятиях.
В XVII веке тьюторская система официально признается частью английской университетской системы, постепенно вытесняющей профессорскую.
В течение XVIII-XIX веков в старейших университетах Англии тьюторская система не только не сдала своих позиций, но заняла центральное место в обучении; лекционная стала служить дополнением к ней.

В средние века пребывание в университете (university) считалось неформальным приобретением знаний, в отличие от школы (studium) как организованного учебного дела, где обучение следовало больше форме, а не содержанию.
В университетском пространстве сама образовательная деятельность была свободной: свободной и для занятий науками, и для преподавания. Не было программ, стандартов и расписаний. Каждый магистр читал то, что составляло предмет его интереса, каждый школяр сам выбирал, кого и когда ему слушать, у кого учиться. Школяры из одних колледжей могли быть слушателями лекций профессоров из других колледжей. Каждый профессор читал и комментировал свою книгу. Университет предъявлял свои требования школярам только на экзаменах, и школяр должен был сам выбрать путь, которым он постигнет знания, необходимые для получения статуса ученого мужа. Тьютор помогал ему в этом: советовал школяру, какие лекции и практические занятия лучше посещать, как составить план своей учебной работы, следил за тем, чтобы его подопечный хорошо занимался и был готов к университетским экзаменам.

В университетах учились не по учебникам, а по первоисточникам. Из монастырского сокровища книга в университете превратилась в инструмент познания. Текст стал предметом не только понимания, но средством доказательства, что поставило проблему личной интеллектуальной ответственности. Книга на профессорской лекции продолжала оставаться материалом толкования. Профессор стоял за пюпитром, закрытый от аудитории книгой, читал ее и демонстрировал образец интерпретации прочитанного содержания.

В отличие от этого, тьютор собирал тесный круг своих подопечных, и каждый из них имел возможность поупражняться в понимании текста самостоятельно, сравнить свои упражнения с другими, обсудить разницу в понимании, сам способ понимания, перечитывая одно и то же место несколько раз. Деятельность тьютора была «обращением к гуманитарной, древнеклассической образованности, идеалом которой были беседы и чтения в кругу ближайших по мысли». [Игнатович В. История английских университетов].

В начале XIX века совет ректоров Оксфорда выступил с протестом против ввода германской модели организации учебного процесса в университетах (основывающейся на лекционных занятиях): «Отмена тьюторства, - писали они в своей петиции, - будет подменять образование информацией, а религию - псевдоученостью». [Иностранные университеты. Вып.1. Университеты Англии]. Именно тьюторская система позволяло превратить знание из общеизвестного в личностное.

Традиционная структура тьюторской системы включала в себя три элемента:
  1. собственно тьюторство - коллегиальные чтения (в том числе в ситуации полного отсутствия профессориальных лекций: например, с 1700 по 1850 год в английских университетах не было публичных курсов вообще);
  2. руководство занятиями (кураторство), обеспечивающее учебу школяров, в том числе в каникулярное время;
  3. моральное наставничество, предполагающее сопровождение жизни школяра в университете.
Тьютор задавал путь, выстраивал траекторию освоения знания, линии его освоения его вглубь и вширь.
Тьютор отвечал за индивидуальную готовность каждого школяра к сдаче экзамена. Школяры звали тьютора coach(man) - извозчик, тренер. Сдать экзамен в условиях отсутствия курсов по всем необходимым дисциплинам или выбора их из множества без тьютора было крайне затруднительно.
В учебном режиме, как правило, тьютор занимался со своим школяром «tete-a-tete», а наиболее известные тьюторы устраивали «тьюторские классы». Тьюторы должны были обладать универсальными познаниями, передавая школяру массу всяческих мнемотехнических приемов и правил.

Тьютор следил за выполнением школяром правил общежития в Университете.
Старый английский университет давал не столько образование, сколько воспитание. Жизнь в коллегии призвана была нести отпечаток монастырской жизни, интеллектуальная активность соединялась с духовной аскезой. Нормы поведения, духовной жизни и чувствования должны были быть уравновешены, требовали известного самоограничения и самоуправления и, таким образом, служили настоящей школой, приготовляющей к действительному миру.
Школярам нельзя было играть в азартные игры, стрелять, иметь дело со ссудными кассами. Школяр должен был ходить в мундире на лекции и в церковь. Тьютор следил за посещением школяром церкви и общих обедов (обед был обязательным ритуалом в университете), выбранных им лекций, за тем, чтобы тот соблюдал правила режима дня. Школяру нельзя участвовать в попойках без разрешения тьютора, и тьютор принимал участие в развлечениях школяров.
Тьютор принимал самое активное участие в образе жизни школяра вплоть до XIX века: в клубных мероприятиях, спортивных занятиях, играх и развлечениях.
Всевозможные игры и общества — гонки, скачки, охота, теннис, крикет, карты, шахматы, футбол, политические общества, social clubs, клубы обедов и общества бесед за курением табака — были неотъемлемой частью университетского образа жизни. Каждый колледж имел общество дебатов. Упражнения в искусстве публичного устного слова могли быть дополнены практикой письменного публичного слова. Школяры в университете могли писать и печатать все, что им угодно. Существовали и религиозные общества. Для чтения проповедей в стены университетской церкви приглашались лучшие проповедники. Создание и участие в музыкальных, исторических, спиритических и всяких иных обществах - школа, которую проходил каждый школяр.
Таким образом, университетская жизнь представляла собой модель гражданского общества, а тьютор знал и общался со своим подопечным не только как со школяром, но и как гражданином этого общества.

В целом через деятельность тьютора осуществлялась состыковка различных форм образования (самообразования, воспитания, формирования образа жизни) и возможностей их индивидуального освоения.
Во все эти процессы тьютор был включен не из внешней позиции, как специалист, но как включенная фигура: он продолжал заниматься научным исследованием, самообразованием и жил вместе со школяром по законам университетской жизни, одними ценностями и одним образом.
Данные задания предлагается выполнить тем, кто хочет развивать тьюторскую составляющую своей деятельности. Их выполнение позволит Вам получить опыт тьюторского отношения к миру знания и образовательным ситуациям. Получение опыта и его осознание является, в том числе, основным путем образования тьютора.

Приложение 4

Примеры рефлексии жизненного опыта

1.Опишите проблемную ситуацию, встречавшуюся в Вашем опыте, где была бы востребована деятельность тьютора.
Например.
Я - психолог. Но знаний, полученных в университете, мне недостаточно для успешного ведения моей практики. Сегодня существует необходимость учиться быстро и осваивать большой массив информации, постоянно самообразовываться в течение жизни, даже получив уже определенную специальность. Опыт тех, кому это удается, мог быть очень ценным…

2. Опишите случай из Вашей образовательной истории, когда кто-то выступил по отношению к Вам как тьютор.
Например.
Обучение в Школе культурной политики во многом было похоже на ситуацию обучения в английских университетах. В течение года ты мог слушать любые лекции и присутствовать на семинарах и только в конце года должен был сделать свой доклад, уровень требований к которому был очень высок. Тьютором для меня и моих сокурсников выступил наш однокурсник (Сергей Тарутин), который в отличие от нас - неофитов - уже имел такой опыт. Он стал организатором отдельного семинара - для нашего курса, где мы пробовали делать такие доклады.

3. Какая область знания интересует Вас настолько, что основные Ваши достижения в ней Вы можете приписать на счет самообразования, а значит выступить тьютором в этой области?
Например.
Индивидуальное образовательное проектирование.
Так как литературы по этому вопросу практически нет (в отличие от учебного проектирования), мне приходилось изучать самой множество текстов по проектированию вообще, по гуманитарному проектированию, автобиографических и философских. Приходилось самой писать тексты по этой теме (около 20-ти из них опубликованы) и читать лекции, совместно разрабатывать индивидуальные образовательные проекты со взрослыми и детьми и учить тьюторов сопровождать проекты школяров. И, конечно, анализировать свой опыт и его перерабатывать…

4. Какая еще информация об истории тьюторства могла бы быть Вам интересна и почему?
Например.
Тексты дискуссий между тьюторами и профессорами. Они позволили глубже понять разницу в позициях учителя и школяра, их особенности и точки взаимосоприкосновения и дополнения.

Приложение 5

Андрагогика

В последние годы выделилось особое направление - теория и практика обучения взрослых, получившее название андрагогика. Ее основа - учет особенностей взрослых учащихся, контекста их обучения. Посмотрим подробнее на то, как проявляются эти особенности.

Автор: Михаил Владимирович Кларин, ведущий эксперт Российского института директоров, Российская академия образования.

Как известно, язык отражает способ мышления, он, в свою очередь, воплощается в наших действиях. Говоря и думая о взрослых учащихся как о школьниках или студентах, мы невольно переносим в наши действия стереотипы, привычные для обстановки школы или вуза, для педагогики, имеющей дело с детьми, подростками, но не со взрослыми. В последние годы в самой педагогике выделилось особое направление - теория и практика обучения взрослых, получившее название андрагогика. Ее основа - учет особенностей взрослых учащихся, контекста их обучения.

Особенности взрослых учащихся.

К их числу относятся следующие:
  • потребность в обосновании (смысле);
  • потребность в самостоятельности;
  • жизненный опыт;
  • назревшая необходимость;
  • практическая направленность.
Посмотрим подробнее на то, как проявляются эти особенности.

Потребность в обосновании (смысле)

Известно, что взрослая аудитория очень внимательно относится к обоснованию того, зачем нужно изучить данный курс или раздел. Опытные вузовские преподаватели часто упоминают о том, для чего важно знать то, что сейчас изучается, и какие отрицательные последствия связаны с незнанием. Взрослые учащиеся также интересуются (открыто или неявно) тем, что будет, если они «не выучат» (не изучат, не освоят) данный материал. Более того, взрослые учащиеся не пожалеют времени и сил, чтобы понять, зачем и стоит ли тратить время и силы на изучение того, что им предлагают. Сказанное подтверждается не только наблюдениями и опытом, но и данными специальных исследований.

Потребность в самостоятельности

Способность самостоятельно принимать решения, нести за них ответственность - основная черта поведения и самосознания взрослого человека. Когда взрослый попадает в учебную обстановку, возникает противоречивая ситуация: человек как бы отбрасывается назад, в собственное прошлое, когда, сидя на школьной скамье, он находился в прямой или косвенной зависимости от учителя. С моей точки зрения, основное направление, по которому реализуется эта потребность, - возможность самостоятельного выбора из нескольких альтернатив.

Пример:жизненный опыт

Тренер-консультант Елена Ларцева (Санкт-Петербург) говорит: «Для большинства слушателей признать, что они что-то делают не так, особенно если это привычная модель поведения, - значит подвергнуть сомнению свой жизненный и профессиональный опыт. Чем этот опыт больше, тем сильнее сила сопротивления. Даже если человеку приходится признавать свои ошибки, это делается примерно так: „Нет, в общем-то, я согласен, но…“. Например, в курсе по технике продаж при анализе ролевой игры группа нашла взаимодействие участницы с „клиентом“ ошибочным: участники отметили, что продавец, не выслушав клиента, сразу стала предлагать полный перечень услуг. На это участница возразила: „Может, это и так, но у нас всегда очереди и нет возможности с каждым еще и разговаривать“».

Жизненный опыт взрослых учащихся по содержанию и объему значительно превосходит опыт школьников или студентов. Особенно это относится к менеджерам, участвующим в программах корпоративного тренинга. Часто их опыт в каких-то отношениях превосходит опыт ведущего. При проведении обучения было бы неразумно не использовать это обстоятельство. Опыт участников в традиционном обучении используется как опора для изложения материала, фон для иллюстрации. В интерак-тивном тренинге он существенный источник материала обучения.

Назревшая необходимость - залог готовности к обучению

В привычной учебной ситуации «школьного» типа предъявление учебного материала уже само по себе предполагает желание его освоить. В случае обучения взрослых людей даже указание руководства не всегда убеждает в том, что обучение им действительно необходимо. Опыт показывает, что начало обучения стоит посвятить специальному обращению к ситуации в компании, вытекающим из нее требованиям к знаниям и умениям.

Практическая направленность: ориентация на реальные задачи в реальном контексте

В традиционном образовании и соответствующем привычном обучении учебный материал выстроен в соответствии с логической структурой научного знания. В бизнес-образовании материал курса сосредоточен вокруг типичных рабочих потребностей. Это соответствует одной из особенностей взрослых учащихся - вниманию к конкретным жизненным задачам. Но тут проявляется одно из отличий от привычного обучения. В привычном обучении материал организован теоретическим способом, в то время как потребности в новых знаниях и умениях носят не обобщенный (отвлеченный), а ситуативный характер. Иначе говоря, участник приходит с ожиданием, что его научат, как на рабочем месте М нужно осуществлять действия Д, включенные в рабочий контекст К, чтобы получить результат Р; вместо этого ему часто предлагают общую модель и общий подход П, который должен в идеале привести к желаемым результатам, но излагается в таком общем виде, что ни действия, ни контекст, ни результаты не ясны для участников.

Это расхождение заложено глубоко: учебные материалы организованы на теоретической основе, а логика стройной системы знаний расходится с характером прикладных знаний. И все же расхождение преодолимо. Путь преодоления - тематическая привязка теории к типичным ситуациям и потребностям организации, выстраивание другой логики - логики реальных действий. Источник такой логики - анализ реальных рабочих потребностей участников и организации в целом.

Учет особенностей взрослых

Обычно в пособиях для преподавателей, работающих со взрослыми, говорится о том, что обучение должно быть прикладным, практически направленным. Опыт показывает, что особенности взрослых учащихся наиболее сильно связаны с потребностью в смысле. Хорошо видны две основные области проявления этой потребности:
  • потребность в решении практических, производственных задач и
  • потребность в личностно-профессиональном развитии.
Пример: учет особенностей взрослых

В начале тренинга для тренеров-преподавателей менеджмента ведущий сказал: «Мы будем работать в нескольких областях. Одна - повышение вашего профессионального потенциала как преподавателей. Другая связана с тем, что многие выступают как методисты, и вам нужно расширить знания и умения методической работы. Третья связана с тем, что часть присутствующих - руководители, которые должны хорошо понимать, какой учебный процесс они организуют. Есть еще одна область, которую я обозначу как повышение вашей конкурентоспособности. Ведь не секрет, что все мы испытываем давление обстановки на рынке труда. Чтобы остаться на своем месте, нужно двигаться вперед…»
Перейдя к теме «Особенности взрослой аудитории», ведущий сказал: «Теперь давайте разложим мою работу „по полочкам“, проверим, учел ли я особенности взрослой аудитории». Перед глазами участников был слайд, и они, как проверяющие, стали «ставить галочки», поясняя, как именно была учтена та или иная потребность.

В приведенном примере учет особенностей взрослой аудитории был сделан предметом специального рассмотрения, переведен из способа работы в ее содержание (в теории обучения такой шаг называется «перевод из процессуального плана в содержательный»). В тренинге для тренеров такой ход оправдан, в тренинге для организаций он уместен тогда, когда мы имеем дело с теми специалистами, которые регулярно выступают в качестве ведущих, тренеров, обучают собственных сотрудников или клиентов. В обычном управленческом тренинге ведущие могут не рассказывать о потребностях взрослых учащихся; главное - помнить о них в ходе занятий.

Приложение 6

Основные умения и навыки тьютора

Среди требуемых навыков эксперты дистанционного обучения называют следующие:
  • Общительность и способность устанавливать межличностные взаимоотношения (некоторые из необходимых специальных навыков: способность к сотрудничеству и работе в коллективе, навыки речи и письма, искусство задавать вопросы);
  • Способность управлять курсами (некоторые из необходимых специальных навыков: планирование и организация, знания, связанные с поддержкой студентов, а также знания, связанные с защитой интеллектуальной собственности, правами на использование и защитой авторских прав);
  • Навыки в использовании технологии (некоторые из необходимых специальных навыков: базовое знание технологии, базовые навыки в применении технологий и базовые знания в области ДО);
  • Навыки подачи материала (некоторые из необходимых специальных навыков: развитие сотрудничества, содействие созданию атмосферы обучения, ориентированной на студента, знания в области теории обучения взрослых).
Важно отметить, что все эксперты дистанционного образования, участвовавшие в опросе Уильямса (2000) назвали навыки межличностного общения наиболее важными во всех ролях; навыки общения также входят в первую десятку наиболее важных навыков в соответствии с обоими исследованиями. Также среди наиболее важных навыков были названы навыки владения современными технологиями, включая Internet и Web, а также способность работать в коллективах.

«Практическое руководство для тьютора системы Открытого образования на основе дистанционных технологий», под ред. А.М. Долгорукова, Москва, Центр интенсивных технологий образования, 2002, сс.40-55.

Метод - это способ, который Вы смогли повторить дважды
Д. Пойа

Умения и навыки тьютора

По канонам образования преподаватель обязан проводить занятия, «ориентированные на студента». Что это означает?
Это значит, что тьютор всегда стоит перед выбором: пойти на поводу у студентов и остаться на уровне работы, задаваемом ими, работать с ними так, как они привыкли работать или взять на себя ответственность и задать новый уровень, который не обязательно окажется по плечу всем студентам.

Что значит «на студента»? На какого? Все они разные - одни активны, другие молча наблюдают; одни несут значительный багаж опыта, другие попали в группу буквально со школьной скамьи; одни обладают значительным интеллектуальным потенциалом, другие вынуждены работать в курсе на пределе своих интеллектуальных возможностей; одни склонны к витанию в облаках теоретических конструкций, другие признают лишь «ползучий эмпиризм». Как охватить все это многообразие? На какую часть группы ориентироваться тьютору?

На наш взгляд, ориентироваться «на студента» при проведении тьюториалов означает ориентироваться на интересы группы, которой еще предстоит сложиться. Как только из простого агрегата студентов сложилась группа - органичное целое, где каждый нашел свое место, где каждый имеет возможность удовлетворить свои потребности и реализовать способности - именно на потребности такой группы должен ориентироваться тьютор. Именно в такой ситуации можно сказать, что тьютор идет навстречу каждому студенту в группе.

Конечно, это только идеал, к которому можно стремиться, но достигнуть в рамках курса - вряд ли. Но тьютор всеми силами должен способствовать созданию такой группы.

Так какие же навыки и умения необходимы тьютору?
  1. Умение организовать групповую работу, вовлечь в нее студентов.
    Важным признаком настоящей групповой работы можно считать появление в ходе нее приращений:
    • содержательное приращение;
    • осмысление ранее приобретенного содержания;
    • навыки групповой мыслительной работы.
    Но и наличие приращений как таковых еще не свидетельствует о полноценной групповой работе. О полноценной групповой работе можно говорить лишь в том случае, если участники ее осознают (рефлексируют) появление приращений.
  2. Умение организовать продуктивную групповую дискуссию, после которой у участников не возникает вопрос: «Ну, вот, мы обменялись мнениями, а что дальше? Что нам это дало?»
  3. Умение создать и поддерживать в группе атмосферу доверия, поддержки, заинтересованности.
Для этого необходимо определять, на какой стадии развития находится группа, насколько полно ее участники могут реализовать свои потребности и возможности, насколько комфортно они чувствуют себя в группе, как распределились роли между ними. Важно уметь отслеживать динамику лидерства, задача это непростая, так как лидером совершенно не обязательно является тот, кто много и громко говорит. Тьютору необходимо иметь в своем арсенале и активно использовать стратегии поведения, сводящие к минимуму ощущение дискомфорта у участников группы.

Скачать Презентацию (640 КБ)

Вверх >>

   © ООО «Кирилл и Мефодий», 2009                        Администратор: admin@km-school.ru