Возможности «КМ-Школы» для работы учителей литературы
Е.А. Яковлева |
«КМ-Школа» предоставляет широкие возможности для организации самых различных видов учебной деятельности для учителей литературы.
Учитель литературы может найти готовый урок по всем основным темам, входящим в обязательный минимум основных образовательных программ.
Всего в Базе знаний 187 готовых уроков по литературе, которые сгруппированы по классам с учетом требования образовательного стандарта.
Литература |
5 класс | 18 |
6 класс | 18 |
7 класс | 24 |
8 класс | 14 |
9 класс | 40 |
10 класс | 46 |
11 класс | 27 |
Готовые уроки «КМ-Школы» представляют собой наборы тематически организованных слайдов, предназначенных для наглядного изложения учебных материалов. Слайд урока — фрагмент учебного материала, представляющий собой электронный документ, созданный по шаблону и предназначенный для просмотра на экране монитора или проецирования на экран с помощью мультимедиа-проектора.
Для примера соотнесем одну из тем, заявленных в Обязательном стандарте основного общего образования по литературе, с возможностями Базы знаний «КМ-Школы»:
Обязательный стандарт основного общего образования по литературе:
РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР
- Русские народные сказки (волшебная, бытовая, о животных — по 1 сказке).
- Народные песни, загадки, пословицы, поговорки.
- Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (в школе с родным (нерусским) языком обучения — в сокращении).
Готовые уроки в «КМ-Школе»:
Русский фольклор
В Рубрикаторе уроков по литературе в разделе 5 класс в теме «Сказка» — один урок по русскому фольклору:
В разделе 7 класс в теме «Устное народное творчество» даны 2 урока по русскому фольклору:
- Устное народное творчество. Былины
- Пословицы и поговорки
Эти три урока содержат всю необходимую информацию по заявленной теме как для общеобразовательной, так и для школы с углубленным изучением литературы.
Для того, чтобы получить представление об объеме готовых уроков, можно познакомиться с планом урока «Народные сказки»:
- Что такое фольклор
- Что такое эпическое произведение
- Что такое сказка
- Художественные особенности русской народной сказки
- Сказка «Иван, крестьянский сын, и чудо-юдо»
- Сказка «Царевна-лягушка»
- Сказка «По щучьему велению»
- «Тысяча и одна ночь» (арабские народные сказки)
- Герои Востока
- Тренажер
- Заключение
- Интернет-ресурсы
В один урок входит несколько тем, к тому же рамки урока расширяются различными гиперссылками на статьи, тексты сказок, энциклопедические справки.
На слайде гиперссылки на статью «Художественные особенности сказок» и на «Словарь литературных терминов» |
|
На слайде гиперссылка на текст сказки «По щучьему велению»
|
Слайды урока содержат, кроме текстового, иллюстративный материал: рисунки, репродукции, аудио- и видеофрагменты.
Слайд урока «Былины» с видеофрагментом из фильма «Илья Муромец» |
|
Слайд урока «Былины» с репродукцией картины В.М. Васнецова «Гусляры»
|
|
|
|
|
Слайд урока «Пословицы и поговорки» с рисунком |
Готовые уроки сделаны по одному принципу: лекция учителя с иллюстративным материалом (аудио, видео, рисунки, графики, фотографии и т.д.). Такие лекции вполне соответствуют объяснительно-иллюстративному методу обучения и могут быть использованы и как этап занятия («объяснение нового материала»), и как законченный урок. А также могут быть разделены на несколько отдельных уроков.
Так, например, урок «Народные сказки» можно разделить на несколько отдельных:
- «Что такое фольклор»
- Сказка как жанр устного народного творчества. Виды сказок
- «Особенности русской народной сказки». Сказки «Иван, крестьянский сын, и Чудо-юдо», «Царевна-лягушка» и др.
- Волшебные сказки других народов
В каждом уроке «КМ-Школы» существуют тренажеры и тесты, которые можно использовать для проверки усвоения материала учащимися.
Тренажер из урока «Народные сказки» |
|
Слайд с тестом из урока «Былины»
|
Традиционные методы преподавания (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный), безусловно, предполагают и организацию самостоятельной деятельности учащихся, хотя их степень активности при таком преподавании намного меньше, чем при инновационных (эвристическом и исследовательском) методах. Чаще всего перед учащимися ставится задача воспроизведения и осмысления информации, изложенной учителем. Для воспроизведения некой суммы знаний учащимся предлагается обратиться к информационным источникам, подтверждающим, уточняющим и расширяющим слово учителя (учебникам, лекциям, рекомендованным статьям). ИИП «КМ-Школа» позволяет учащимся воспользоваться готовыми уроками, которые представляют собой очень подробную разработку учебной темы со ссылками на научные и научно-популярные статьи. Учитель, в зависимости от стоящих перед ним задач, может предложить учащимся познакомиться с уроками «КМ-Школы» с различной степенью полноты.
Любой урок, как уже было сказано выше, может быть отредактирован учителем в той степени, в какой это ему требуется в зависимости от поставленных учебных целей и задач. Можно использовать лишь небольшую часть урока, удалив ненужную, можно добавить необходимые сведения из Базы знаний «КМ-Школы». Например, в урок «Народные сказки» учителю нужно вставить информацию об известных собирателях сказок: Афанасьеве, Бажове, Дале и др. Он может создать такие слайды, найдя материал в Базе знаний «КМ-Школы», используя поисковую систему:
Результат поиска по запросу «В.И. Даль» |
По запросу «В.И. Даль» учитель найдет в Базе знаний: несколько портретов Владимира Ивановича Даля, изображение памятника на родине писателя, три энциклопедических статьи (из современных энциклопедических словарей и из словаря Брокгауза и Ефрона).
|
|
|
Портреты В.И. Даля |
|
Памятник Далю в Луганске |
|
Энциклопедическая статья о В.И. Дале с гиперссылками
|
Если учителю необходим дополнительный материал, которого нет в Базе знаний «КМ-Школы», он легко может вставить его из других источников. На сайты Интернета, текстовые документы, презентации Power Point, таблицы Excel можно сделать гиперссылку из слайда урока. Любые рисунки, фотографии, видео- и аудиофрагметы вставляются как сторонние объекты:
Вставка объекта |
Вот так может выглядеть слайд, добавленный учителем в готовый урок «Народные сказки»:
Новый слайд для урока «Народные сказки» |
Учитель вставил в этот слайд портрет А.Н. Афанасьева, который нашел в Интернете, текст из энциклопедической статьи и иллюстрацию к сборнику Афанасьева «Русские народные сказки», найденные в Базе знаний «КМ-Школы», сделал гиперссылки на текст русской народной сказки из сборника Афанасьева и на статью о «мифологической школе», к которой принадлежал ученый (эти материалы также найдены в «КМ-Школе»). Подобным образом возможно творчески переработать любой готовый урок; можно вставлять ссылку на другие готовые уроки из Базы знаний или вставлять слайды из другого урока. Работая над народной сказкой, учитель может вставить слайды из уроков по русскому фольклору («Былины», «Пословицы и поговорки») или по литературной сказке («Литературная сказка»).
Важно, что учитель может создать и свой собственный урок «с нуля», используя богатейший материал Базы знаний и конструкторы уроков и тестов.
Конструктор слайдов |
|
Конструктор тестов
|
На сайте «КМ-Школы» в разделе «Уроки» выложены работы учителей, сделанные с использованием возможностей КМ-Школы. Среди этих уроков есть (на февраль 2007 года) 37 разработок по литературе.
Псарева Е.С., учитель МОУ Ракитянской СОШ №1 Белгородской области, разработала урок «А. Пушкин. „Сказка о царе Салтане…“», который занял 1-ое место в конкурсе «Кубышка медиауроков». Урок разработан с использованием инструментария и Базы знаний «КМ-Школы» и прекрасно дополняет материал, представленный в рубрикаторе уроков по теме «Сказка».
База знаний «КМ-Школы» позволяет учителю организовать и самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся, для которой иногда недостаточно только работы с разнообразными информационными источниками. Многие учебные темы предполагают:
- постановку эксперимента;
- проведение анкетирования;
- организацию экспедиций (фольклорных, экологических, геологических и т.д.);
- и другие разнообразные формы.
Поэтому любой проект может включать в себя самые разнообразные методы исследования. А может быть ограничен только работой с различными документами. Но даже при таком исследовании учащимся могут потребоваться материалы, которые они не смогут найти в контенте «КМ-Школы», так как ни одна самая обширная библиотека не включает в себя все возможные информационные источники. Но надо помнить, что среда «КМ-Школы» позволяет импортировать любые дополнительные материалы:
- результаты социологического опроса;
- данные экспедиций;
- документы, найденные в книгах и Интернет;
- фотографии и видеокадры, сделанные в процессе наблюдений за экспериментом
- и т.д.
Для организации самостоятельных исследований учащихся по литературе в Базе знаний «КМ-Школы» есть:
Текстовый материал:
- литературоведческие статьи: большой массив лучших литературоведческих исследований, ценность которых еще и в том, что учителю трудно отыскать их в книжном (журнальном) варианте: исследования Лотмана, Непомнящего, Мережковского, Манна, Зеньковского, Розанова, Мочульского и многих других литературоведов — они будут полезны и учителю для подготовки к уроку, и учащимся для работы над своим исследованием.
Статья Д.К. Мережковского «О причинах упадка и новых течениях в современной литературе» |
- энциклопедические статьи, которые будут полезны и учителю для подготовки к уроку, и учащимся для работы над своими исследованиями. Литераторам будут интересны:
- «Большая энциклопедия „Кирилла и Мефодия“», в которой можно найти самую разнообразную информацию о государственных и политических деятелях, о выдающихся представителях отечественной и зарубежной культуры, о древнейших цивилизациях, религиях, мыслителях древности и многое другое. Большая энциклопедия включает более 87 000 статей по всем отраслям знаний и более 30 000 иллюстраций. Кроме того, одним из основных достоинств этой энциклопедии является ее мультимедийность, обеспечивающая совершенно новый уровень подачи информации: она включает не только текст и фото, но и интерактивные таблицы, схемы, анимации, аудио- и видеофрагменты.
Статья из «Большой энциклопедии „Кирилла и Мефодия“»
|
- «Энциклопедия Кино», в которой можно найти наиболее полную информацию о вековой истории отечественного и зарубежного кинематографа: фильмах и кинофестивалях, актерах и актрисах, премиях и наградах. Кроме того, из Энциклопедии можно узнать о кинопроизводстве, кинопрофессиях, секретах создания и монтажа домашнего видео. Всего в Энциклопедию вошло более 10 000 биографических статей и более 11 000 рецензий на фильмы. Помимо текстовой информации, в состав «Энциклопедии Кино» входит богатейший иллюстративный материал - более 5 400 слайдов (портретов, постеров, кадров из фильмов), 385 видеофрагментов и более 100 саундтреков.
Статья из Энциклопедии кино «КМ-Школы»
|
- «Энциклопедия Этикета», в которой можно найти информацию о значении, основных принципах и видах этикета, чем отличается гостевой этикет от повседневного, какие современные обряды существуют в нашей стране и в других странах мира, какие существуют правила приветствия, как правильно вести себя как в обыденных, так и в нестандартных ситуациях, как приносить извинения и многое другое. В состав «Энциклопедии Этикета» входят более 900 статей, более 1 200 иллюстраций, более 80 видеофрагментов.
Статья из Энциклопедии этикета «КМ-Школы»
|
- «Детская Энциклопедия», первая мультимедиа-энциклопедия «Кирилла и Мефодия», адресована юным пользователям, это увлекательнейшее путешествие в мир чудес, предназначенное для школьников младшего и среднего возраста. «Детская Энциклопедия» мультимедийная, а это значит, что в ней, помимо традиционной для книги информации — текста и картинок, есть озвученные иллюстрации, анимации, видеофрагменты и многое другое. Энциклопедия включает более 5 000 статей (в том числе 684 энциклопедические статьи), адаптированных для соответствующего возраста, более 3 100 иллюстраций (фотографий, рисунков, географических карт, портретов), 194 аудиофрагмента, 101 видеофрагмент, 68 анимаций.
- электронная библиотека «КМ-Школы» представляет собой собрание наиболее известных произведений мировой художественной литературы. В ней представлены все тексты, которые вошли в школьную программу и которые могут потребоваться для изучения литературы как в общеобразовательных классах, так и в классах с углубленным изучением литературы. Достаточно широкий спектр произведений русской и зарубежной классики поможет учащемуся войти в контекст мировой культуры, а преподавателю — выстроить свою собственную методику, показать ученикам историю развития мировой литературы от произведений, созданных в период древних цивилизаций (античные мифы, книги Ветхого Завета, произведения античных авторов и др.) до современной литературы (романы Распутина, Бондарева, рассказы Шаламова, поэзия Бродского).
В список литературы библиотеки «КМ-Школы» входят не только произведения, включенные в школьную программу, но и необходимые для чтения на разных этапах становления личности учащегося. Работа с электронной библиотекой «КМ-Школы» имеет ряд достоинств, а именно она позволяет:
- делать пометки в тексте;
- делать закладки в тексте;
- делать заметки к тексту.
Список произведений представляет собой древовидную структуру из папок с фамилиями авторов и вложенных в них названий произведений. В ходе просмотра можно переключаться в полноэкранный режим и делать закладки и пометки на нужных страницах. Воспользовавшись другой электронной библиотекой, размещенной на портале «Школьный Клуб», можно получить доступ к расширенному списку произведений (более 14 000 книг от более 50 издательств России и СНГ).
Такая богатая и разнообразная коллекция значительно экономит время по подбору и поиску нужной к уроку литературы. Кроме того, «КМ-Школа» дает возможность учителю демонстрировать текст на интерактивной доске или через проектор, работать с текстом наглядно в классе: выделять нужные фрагменты, соотносить различные текстовые отрывки, акцентировать внимание учащихся на особенностях языка и стиля изучаемого автора и т. д.
Фрагмент электронной библиотеки |
|
Заметка к тексту
|
Ученику «КМ-Школа» дает возможность при письменной работе (анализ стихотворения, анализ эпизода прозаического или драматического текста, написания тематического сочинения, составления тезисного плана и др.) использовать тексты для цитирования, так как электронная библиотека позволяет копировать необходимые цитаты и вставлять их в создаваемый текст, а также делать гиперссылки на нужные текстовые фрагменты произведения.
Видео:
- фрагменты экранизаций многих литературных произведений. Среди них:
- художественные фильмы:
экранизации русской классики (например, «Мертвые души», «Война и мир», «Ревизор», «Евгений Онегин», «Леди Макбет Мценского уезда» и др.)
экранизация произведений мировой классики (например, «Гамлет», «Одиссея» и др.)
- мультфильмы:
сказки (например, «Аленький цветочек», «Алиса в стране чудес» и др.)
басни (например, «Ворона и лисица» и др.)
былины (например, «Илья Муромец» и др.)
- спектакли (например, мюзикл «Ромео и Джульетта», спектакль Мейерхольда «Ревизор» и др.)
- документальные фильмы
- исторические хроники (например, фрагменты митинга против врагов народа, коронации Николая II, первого съезда Союза писателей и др.)
- учебные фильмы об авторах и их произведениях (например, по биографии Гоголя, Пушкина, Лермонтова, «Иконы Древней Руси» и др.)
- видеоэкскурсии по самым разным городам мира и лучшим музеям (например, архитектура Вероны, святые места Иерусалима, мосты Петербурга и др.)
Аудио:
- чтение художественных произведений авторами или известными актерами;
- фрагменты из классических и современных произведений музыки
- и др.
Статичные иллюстративные материалы:
- портреты;
Портрет А.С. Грибоедова
|
- репродукции произведений живописи;
Клод Моне «Кувшинки»
|
- иллюстрации к литературным произведениям;
- фотографии множества городов и стран;
- и др.
Интерактивные материалы:
- тренажеры;
Тренажер по литературе |
- интерактивные карты (например, древнего Иерусалима, Вавилона, Древней Греции и Рима и др.)
Интерактивная карта Иерусалима |
- мультимедиапанорамы (например, «Хроника человечества»)
Этот контент дает возможность учителю создать проблемную ситуацию, организовать исследование учащихся, спроектировать траекторию его поиска.
При обучении для формирования познавательной мотивации очень важно создавать проблемные ситуации. Продуктивная деятельность возможна только при возникновении интереса у учащихся, поэтому очень актуальным является нахождение условий, при которых внешняя мотивация преподавателя побуждала бы возникновение и становление познавательного внутреннего интереса у обучаемых. ИИП «КМ-Школа» дает возможность создания такой ситуации.
Обратимся к выбранной нами теме «Фольклор». Как можно создать проблемную ситуацию, используя Базу знаний продукта?
Например, работая с учащимися над сказками, можно показать два фрагмента мультфильма, которые можно найти в «КМ-Школе»: из мультфильмов «Красавица и чудовище» и «Аленький цветочек». Cразу возникает проблемный вопрос: Почему две такие сказки родились в разных странах? В чем они похожи и что их различает?
Учитель может объяснить, что, несмотря на то, что у этих сказок есть авторы (Аксаков и Жанна-Мари Ле Принс де Бомон), на самом деле сказки народные: сказку «Красавица и чудовище» литературно обработала и издала в 1756 г, французская писательница Жанна-Мари Ле Принс де Бомон. В свою очередь, мадам де Бомон позаимствовала сюжет у своей соотечественницы, Габриэль-Сюзанны Барбо де Вильнев (Gabrielle-Suzanne Barbot de Villeneuve 1695-1755), опубликовавшей шестнадцатью годами раньше свою новеллу в триста с лишним страниц в журнале La jeune ameriquaine, et les contes marins . Основу же этих литературных произведений составляет старофранцузская народная сказка. Сказку «Аленький цветочек» записал известный русский писатель Сергей Тимофеевич Аксаков (1791 - 1859). Он услышал ее в детстве во время своей болезни. Писатель так рассказывает об этом в повести «Детские годы Багрова-внука»:
«Скорому выздоровлению моему мешала бессонница… По совету тетушки, позвали один раз ключницу Пелагею, которая была
великая мастерица сказывать сказки и которую даже покойный дедушка любил слушать… Пришла Пелагея, немолодая, но еще
белая, румяная… села у печки и начала говорить, немного нараспев: „В некиим царстве, в некиим государстве…“ Нужно ли говорить, что я не заснул до окончания сказки, что, напротив, я не спал долее обыкновенного? На другой же день выслушал я в другой раз повесть об „Аленьком цветочке“. С этих пор, до самого моего выздоровления, Пелагея ежедневно рассказывала мне какую-нибудь из своих многочисленных сказок. Более других помню я „Царь-девицу“, „Иванушку-дурачка“, „Жар-птицу“ и „Змея Горыныча“.
Проблемная ситуация — это начало исследования. Его учащиеся 5-6 классов могут проводить с использованием Базы знаний «КМ-Школы». Учитель знает, какой материал могут найти учащиеся, и направляет их поиск.
Здесь могут быть организованы самые различные формы работы с учащимися:
На сайте www.km-school.ru есть примеры исследований учащихся, сделанных с использованием Базы знаний ИИП «КМ-Школа»:
Таким образом, учителя литературы, работая в «КМ-Школе», могут:
- использовать готовые уроки (для изложения и закрепления нового материала, для самостоятельной подготовки учащихся);
- редактировать готовые уроки и создавать свои собственные;
- разрабатывать проекты и организовывать разнообразные самостоятельные учебные исследования учащихся.
Обсудить на форуме
Вверх >>