Добавить сайт в избранное
 
 Найти
На главную Контакты Карта сайта
О компаниях «Кирилл и Мефодий» и «КМ Образование»
Все о КМ-Школе
Купить КМ-Школу
Обучение
Этапы внедрения
Методическая поддержка
Техническая поддержка
Конкурсы
Наши пользователи
СМИ о нас
Наши партнеры

Школьный сектор ассоциации РЕЛАРН

Все партнеры


Новости Уроки е-КМ-Школа Демо-версия КМ-Wiki

Методика построения лекций с использованием образовательного мультимедийного контента «КМ-Школа» на уроках истории


Т.Ю. Кудрявцева, учитель истории и обществознания МОУ «Лицей» г. Абакана

Мы живем на пороге информационного общества, в котором информация, ее постоянно обновляющиеся ресурсы играют главную роль в развитии наукоемких производств, высокоэффективных технологий, культуры их эксплуатации и воспроизводства.

Устойчивое развитие рассматривается как будущее Российской Федерации, как общенациональная идея, способная сплотить все слои общества во имя возрождения России. Одним из ключевых моментов перехода России к устойчивому развитию является широкомасштабная информатизация общества и становление постиндустриального информационного общества. Устойчивое развитие страны требует не только перевооружения промышленности, перехода на новые высокоэффективные технологии, но и существенного повышения интеллектуального потенциала нации — способности людей производить и усваивать новые знания, создавать и поддерживать высокую техническую культуру сложного наукоемкого производства, повышать свою квалификацию и приобретать новую специальность, если в этом есть необходимость. Развитие интеллектуального потенциала нации — задача всей системы образования.

Только использование современных педагогических технологий с учетом особенностей ИКТ не гарантирует успех. Учебный процесс — это система, включающая в себя в качестве компонентов цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения, деятельность учителя и деятельность учащихся. Если под педагогическими технологиями понимается целенаправленное, последовательное описание деятельности учителя и учащихся для достижения поставленных дидактических целей, это значит, что необходимо говорить о методах, организационных формах, средствах обучения.

Отбор педагогических технологий в систему обучения всегда обусловлен используемой концепцией обучения. В настоящее время в мировой практике приоритет отдается гуманистической педагогике, личностно ориентированному подходу, конструктивизму, поскольку гуманистическая педагогика и отражающие ее основные принципы, подходы и теории наиболее адекватно отвечают требованиям, предъявляемым к системам образования современным обществом, понимаемом в обществе качеству образования, соответственно и качеству обучения.

В качестве таких педагогических технологий можно выделить:обучение в малых группах сотрудничества; дискуссии, мозговые атаки, круглые столы; метод проектов; ролевые игры проблемной направленности; ситуационный анализ (case-study); «портфель ученика» (рефлексия).

Вот эти технологии и должны составлять дидактическую систему любой формы современной системы обучения. Но в каждой форме обучения эти технологии реализуются по-разному, в частности, в зависимости от используемых технических средств, в том числе информационных и коммуникационных технологий. Почему именно эти педагогические технологии? Прежде всего, потому, что они отражают принцип проблемной направленности обучения — главный принцип гуманистической педагогики. Важна не сумма знаний, которыми владеет ученик, студент, хотя знания являются фундаментом любой системы обучения. Еще важнее, как учащиеся умеют применить эти знания для решения конкретных жизненных или профессиональных задач.

Умение работать с информацией на разных носителях, в разных формах представления (письменной, устной, в звукозаписи) предполагает владение целым рядом интеллектуальных умений, в совокупности составляющих понятие критического и творческого мышления: умение осуществлять поиск информации под поставленную задачу, умение анализировать информацию, применять подученные данные для решения проблемы, сопоставлять полученные данные с известными ранее знаниями, с информацией из других источников, собственными и чужими наблюдениями, оценивать информацию, обобщать ее и делать выводы, прогнозировать последствия принимаемых решений. Современные информационные и коммуникационные технологии позволяют весьма успешно решать эти задачи.

ИИП «КМ-Школа» — программный комплекс нового поколения, предназначенный для формирования информационной образовательной среды учебного заведения, в которую входят учебно-методические ресурсы и мультимедийные средства работы с ними как во внешней среде — интернете, так и в локальной сети школы.

Электронная образовательная среда «КМ-Школа» предоставляет учителю истории богатые возможности по разработке лекционного материала.

В старшей школе необходимость использования лекций как одного из вида занятий актуально по следующим причинам:

  • Лекция уже доказала свою жизненность и заняла достойное место как один из ведущих видов учебных занятий;
  • В условиях вариативности, альтернативности в оценке исторических событий и процессов без лекции в школе не обойтись.

В своей работе автор отдаёт предпочтение лекциям диалогического характера, которые в свою очередь подразделяются на два основных типа: информативно-диалогические и проблемные. Различие между лекциями предложенных типов существенно:

  • На информативно-диалогической лекции диалог строится на постановке преподавателем констатирующих и лишь иногда продуктивно-познавательных вопросов;
  • Проблемная лекция предполагает постановку преподавателем вопросов (задач), создающих проблемную ситуацию, которая в свою очередь требует поиска, выхода из неё (разрешения) за счёт напряжённой мыслительной деятельности.

Рассмотрим проблемную лекцию на примере урока истории в 9 классе «Внутренняя политика самодержавия на рубеже XIX-XX вв.». Структура урока может быть следующей:

  • актуализация знаний;
  • постановка проблемного задания перед учащимися;
  • сопровождение объяснения учителем нового материала;
  • первичное закрепление знаний;
  • обобщение и систематизация знаний.

Актуализация опорных знаний учащихся по изученным темам «Особенности геополитического положения России», «Экономическое развитие России в начале XX века», выполнение тестов каждым учащимся со своего АРМ учащегося.

Проблемное задание на урок:
«Определите, какие личные качества императора оказывали бесспорное влияние на государственные дела? Как вы оцениваете это влияние? Почему вопрос о субъективных качествах российского монарха имеет важнейшее значение?»

Работа с документами:

  • Видеофрагмент «Коронация Николая II»;
  • Документ «Из Свода Основных Государственных законов Российской империи.1892г.»
    «Ст.1. император Всероссийский есть Монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться верховной Его власти не только за страх, но и за совесть Сам Бог повелевает…
    Ст.2. Императорский престол есть наследстве6нный в ныне благополучно царствующем императорском доме…
    Ст.51. Никакое место или правительство в государстве не может само установить нового закона, и никакой закон не может иметь своего совершения без утверждения Самодержавной власти».
  • Работа со схемой «Состояние царствующего дома Романовых при Николае II».

Первичное закрепление знаний: фронтальный опрос класса по предложенному заданию к документам: Определите понятие «самодержец». Почему Николай II, отвечая на вопросы при переписи населения в 1897 г., с полным правом назвал себя «хозяином земли русской»? В чём заключались его права и обязанности?

Обращение к новой информации:

  • Работа со схемой «Система высшего, центрального и местного управления в Российской империи»
  • Документ «Из речи Николая II 17 января 1895 г.»
    «Мне известно, что в последнее время слышались в некоторых земских собраниях голоса людей, увлекающихся бессмысленными мечтаниями об участии представителей земств в делах внутреннего управления. Пусть все знают, что я, посвящая все силы народному благу, буду охранять начало самодержавия так же твёрд и неуклонно, как охранял мой незабвенный покойный родитель».
  • Представлен портрет императора Николая II.
  • Видеофрагмент «Характеристика Николая II современниками».

Первичное закрепление знаний: каковы особенности формирования и функционирования государственных органов Российской империи? Какую особенность формирования высших и центральных государственных органов отстаивает император?

Обобщение и систематизация знаний: согласны ли вы с мнением городового, «учившего жить» Алёшу Пешкова: «Незримая нить — как бы паутинка — исходит из сердца его императорского величества…, проходит она сквозь господ - министров, сквозь его высокопревосходительства губернатора и все чины вплоть до меня… Этой нитью все связано, всё оплетено, незримой крепостью её и держится на веки вечные государево царство».

Таким образом, использование образовательного контента «КМ-Школы» в обучении способствует качественному накоплению знаний, с другой стороны, может использоваться для реализации качественных, глубоких познавательных стратегий (включение внутренней мотивации, освоении учебных стратегий, развития понимания).

Список использованной литературы:

  1. Баранов П.А. Актуальные проблемы методики преподавания истории в школе: Практическое пособие для системы постдипломного образования. - Москва: Русское слово, 2002. -155с.
  2. Коваль Т.В. Конспекты уроков для учителя истории. - Москва: Владос - Пресс, 2002. - 399с.
  3. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. - Москва, 1998. - 240.
  4. Педагогические технологии: Учебное пособие.- Москва: МарТ, 2004.-334с.
  5. Педагогические технологии дистанционного обучения /Под ред. Е.С.Полат - М., 2006.
  6. Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории.- Москва: Владос, 2002. - 302с.
  7. Студёнкин М.Т. Методика преподавания истории в школе. - Москва: Владос, 2000. - 238с.

Обсудить на форуме

Вверх >>

   © ООО «Кирилл и Мефодий», 2009                        Администратор: admin@km-school.ru