Добавить сайт в избранное
 
 Найти
На главную Контакты Карта сайта
О компаниях «Кирилл и Мефодий» и «КМ Образование»
Все о КМ-Школе
Купить КМ-Школу
Обучение
Этапы внедрения
Методическая поддержка
Техническая поддержка
Конкурсы
Наши пользователи
СМИ о нас
Наши партнеры

Школьный сектор ассоциации РЕЛАРН

Все партнеры


Новости Уроки е-КМ-Школа Демо-версия КМ-Wiki

Использование тестовых заданий ИИП «КМ-Школа» в начальной школе

Автор методической разработки — Походина Елена Николаевна, ГОУ ДПО «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» (г. Саратов)


Е.Н. Походина

Что такое тест? В переводе с английского — испытание, проба, исследование. Тест — это стандартизированное задание, по результатам которого судят о знаниях, умениях, навыках учащихся.

Метод тестирования широко известен за рубежом. В нашей стране в силу различных причин тесты разного назначения и качества появились не так давно.

Назначение тестов — не только и даже не столько контроль и оценка знаний и практических умений как итоговых результатов, сколько диагностика состояния и проблем работы учащихся с программным материалом на каждом этапе его изучения: выявление возможных затруднений, пробелов, смешения понятий, знания правил, и умения их применять и т.д.

Тесты предоставляют учащимся возможность проявить самостоятельность, индивидуальность, способствуют обучению детей процессуальному самоконтролю.

По мнению В.С. Аванесова, «Тест состоит из заданий, правил их применения, оценок за выполнения каждого задания и рекомендаций по интерпретации тестовых результатов».

Главное достоинство тестовой проверки — в скорости и объективности, а традиционной проверки посредством дидактических материалов — в ее основательности.

Недостатки: если учащийся проставляет только номера ответов, тут учитель не видит характера хода решения — мыслительная деятельность учащегося и результат может быть только вероятностным. Гарантии наличия знаний у учащегося нет.

К недостаткам тестов также можно отнести возможность угадывания. Если, например, тестовое задание содержит только два ответа, один из которых правильный, то половину ответов на такие задания можно угадать.

Компьютерное тестирование — это эффектное средство контроля знаний учащихся. Компьютерное тестирование помогает, во-первых, разнообразить формы контроля знаний, сделав их более привлекательными для учащихся за счет применения ЭВМ, а во-вторых, более объективно оценить знания учащихся. Ученики имеют возможность за время обучения в школе подготовиться к сдаче единого экзамена.

Применение компьютерного тестирования в современных школах связано с отсутствием совершенных программных средств, технических средств. Многих учителей не устраивает «готовые» тесты: их содержание, уровень сложности, несоответствие программному материалу. Появление ИИП «КМ-Школа» полностью решает эту проблему. Учитель имеет возможность создать для учащихся удобные и простые виды тестовых заданий. Предусмотрено девять видов тестовых заданий: «Один из многих», «Многие из многих», «Ввод с клавиатуры», «Да-Нет», «Сопоставление», «Упорядочивание», «Продолжить последовательность», «Классификация», «Выделение». Все эти предложенные тестовые задания могут быть использованы учителями начальной школы.

Тестирование может применяться на разных стадиях урока: проведение вводного тестирования — получение сведений об исходном уровне знаний учащихся; текущее тестирование — для ликвидации пробелов и коррекции умений и знаний; итоговый тест — систематизирует, обобщает учебный материал, проверяет сформированные знания и умения.

При составлении теста нужно придерживаться определенного алгоритма:

  1. Определение целей тестирования:
    • оценка знаний специфических фактов, терминов, понятий;
    • проверка умения давать определения, понятия, определять их содержание и объем;
    • проверка знания формул, законов, теорий, принципов, методов, умение применить их;
    • умение находить сходства и различия;
    • умение представлять материал на графиках, схемах, таблицах.
  2. Определение вида тестирования — входной (установочный), промежуточный, тематический, рубежный, итоговый.
  3. Выбор формы тестового задания, который зависит от целей тестирования и содержания.
  4. Основным элементом тестовых заданий является инструкция, текст задания и ключ (находится у преподавателя).
  5. Инструкция определяет характер индивидуальной деятельности учащихся: должна быть четкой, понятной для выполнения.
  6. При формулировке задания теста необходимо придерживаться следующих методических советов:
    • основной текст задания содержит не более 8-10 слов;
    • каждый тест должен выражать одну идею, одну мысль;
    • задания должны быть краткими, четкими, легко читаемыми, суждения иметь утвердительную, а не вопросительную форму;
    • формулировка заданий не должна содержать двусмысленности, а тем более ловушек;
    • избегать таких слов, как «иногда», «часто», «обычно» в правильных утверждениях и слов «всегда», «иногда», «невозможно» в неправильных;
    • располагать тесты по возрастанию трудности;
    • каждое задание и ответ формулировать так, чтобы верный ответ могли дать только те, кто хорошо усвоил материал;
    • задания сформулировать так, чтобы ответы могли быть получены путем рассуждения, а в число неверных ответов в первую очередь включать такие, которые являлись результатом типичных ошибок, допускаемых учащимися;
    • правильные ответы должны располагаться в случайном порядке;
    • ответы на один вопрос не должны зависеть от ответов на другие вопросы;
    • ответы не должны содержать подсказки, быть нелепыми.
  7. Тест должен включать разнообразные тестовые задания по форме, содержанию, степени сложности и количеству, достаточно полно охватывать материал проверяемой темы.
  8. Тестовые задания должны быть разноуровневыми по степени сложности:
    • Уровень А — задания, рассчитанные на усвоение основных понятий, на простое отображение материала, на уровне узнаваемости и воспроизведения.
    • Уровень Б — задания, требующие размышления, охватывают малый материал, выявляют умения применять знания в стандартных ситуациях.
    • Уровень В — задания, требующие творческого исполнения приобретенных знаний и позволяющие выявить умения, применять знания в нестандартных ситуациях.
  9. Время выполнения каждого задания определяется в зависимости от сложности.

Вот примерные тестовые задания, которые могут быть использованы учителями начальной школы.

Природоведение. «Загадочные животные»

Здесь даны названия животных. Только буквы в них перепутаны. Поставьте буквы на место и ответьте на вопросы (предлагается использовать вид тестового задания «Один из многих»).

  1. Какое из этих животных самое маленькое?
    • рикодолк
    • шугляка
    • шкала
    • бакоса

  2. Какое из этих животных слышит ногами?
    • кечузник
    • сила
    • пухет
    • брестя
  3. У какого из этих животных самые большие глаза?
    • кокша
    • мосьгион
    • цукира
    • воца
  4. Какое из этих животных в минуты опасности использует принцип дымовой завесы?
    • мракаль
    • таракацика
    • цазя
    • квол
  5. У какого насекомого восемь ног?
    • печал
    • хума пука баобчак
  6. Какое из этих животных - ни на шаг от собственного дома?
    • украбс
    • авуд
    • тикула
    • инфледь
  7. Какая из этих рыб самая большая?
    • губела
    • куньо
    • какиль
    • секрат
  8. Какая птица самая маленькая?
    • рикилоб
    • пялца
    • суратс
    • ёрло
  9. Какая птичка бегает под водой по дну ручьев и рек в поисках пищи?
    • ляпако
    • салатчок
    • шнурок
  10. Какие птицы дарят друг другу палки?
    • ялпац
    • гомач
    • вингнип

После прохождения теста все ответы разбираются. Учитывая, что это дети начальной школы, разбираются все слова и ищется правильный ответ. Предлагаю вот такой вариант разбора ответов:

Первый вопрос теста. Разбираем с детьми, какие же слова получаются из этих букв (крокодил, собака, шакал, лягушка). Смотрим на слайд и действительно убеждаемся, что правильный ответ - лягушка, т.к. она самая маленькая. А крокодил, шакал и собака гораздо крупнее.

То же самое и со вторым вопросом теста. Сначала из каждой строчки предложенных букв складываем получившиеся слова, а на экране слайды:

Правильный ответ — кузнечик, органы слуха расположены у него на голенях передних ног. В отличие от лисы, петуха, ястреба и других животных.

То же самое делаем и с остальными вариантами ответов.

Третий ответ. У осьминога. У кошки, курицы и овцы глаза гораздо меньше. У гигантского осьминога глаза даже более 30 см в диаметре.

Четвертый ответ (здесь используется тестовое задание «Многие из многих»). Кальмар и каракатица. Для маскировки они выбрызгивают из чернильного мешка окрашенную жидкость. В отличие от зайца и волка.Б

Пятый ответ. У паука, т.к. у пчелы, мухи, бабочки — 6 ног.

Шестой ответ. Улитка. Но никак не удав, барсук, дельфин.

Седьмой ответ. Белуга - она достигает 1,5 тонн. Чего не скажешь об окуне, кильке, треске.

Восьмой ответ. Колибри, она меньше не только цапли, страуса и орла, но и всех остальных птиц.

Девятый ответ. Оляпка, а вот ласточка и коршун под водой бегать не могут.

Десятый ответ. Цапля, т.к. чомги преподносят друг другу водоросли, а пингвины - камешки.

Математика. Математический диктант

С помощью тестовых заданий легко и удобно можно разрабатывать математические диктанты. Главное преимущество математического диктанта в ИИП «КМ-Школа» — просмотр «Результатов урока». Для этого нужно нажать на пиктограмму — откроется окно «Результаты урока». Это окно представлено таблицей: левая часть — фамилии учащихся, затем идет номер компьютера, и большую часть таблицы занимают столбцы с пиктограммами тестовых заданий. Заполнение таблицы просмотра результатов происходит автоматически, и учитель может видеть сразу, на какой именно тест ребенок дал неправильный ответ. Ячейки на пересечении строк и фамилиями и столбцов с заданиями отображают процесс прохождения каждым учащимся определенного слайда. Пройденные задания выделяются цветом. Пройденные тесты выделяются значками, которые рассказывают учителю, как успешно ученик выполнил то или иное задание. Правильный ответ — , ответ не верен — .

Пример математического диктанта

Для математического диктанта в 3 классе использовалось тестовое задание «Ввод с клавиатуры». Это тестовое задание состоит из поля заголовка, поля для ввода задания и поля для ввода правильного ответа (учитель должен ввести текст правильного ответа в поле для ответа). Учащийся заполняет поля ответа, набрав на клавиатуре ответ на вопрос.

  1. Произведение двух множителей равно 12. Второй множитель равен 6. Чему равен первый множитель?
  2. Какое число умножили на 6, если получили 18?
  3. Чему равно произведение чисел 7 и 3?
  4. Делимое равно 6. Найди делитель, если частное равно 3.
  5. Чему равно делимое, если делитель равен 6, а частное равно 2?
  6. Во сколько 32 больше 8?
  7. Найди произведение чисел 3 и 7?
  8. Делимое равно 8, частное - 4. Чему равен делитель?
  9. Найди половину числа 4.
  10. 36 уменьши в 9 раз.
  11. Произведение двух множителей равно 10. Чему равен первый множитель, если второй множитель равен 5?
  12. На сколько надо разделить 28, чтобы получить 4?

Чтение. Проверка сформированности умений, связанных с литературоведческими понятиями (3 класс)

Для проведения этого тестирования были использованы два вида тестов — «Один из многих» и «Ввод с клавиатуры» (данный тест выполнен в «КМ-Школе» и экспортирован в файл KMA-формата). Этот вид тестовых заданий состоит из поля заголовка, поля для ввода задания и нескольких полей для ввода вариантов ответа. Учащиеся должны выбрать один правильный ответ из нескольких вариантов.


  1. В строке «Заголовок» — определи, что это. Варианты ответов: рассказ, басня, стихотворение, сказка. В поле «Задание»:

    Плывёт по небу облачко,
    Румяное, воздушное,
    Лишь небесам послушное,
    Далёкое от зол

    Гордится в небе облачко:
    Мне счастье улыбалося,
    Лишь только я осталося
    От тучки грозовой

  2. В строке «Заголовок» - определи, что это. Варианты ответов: рассказ, басня, стихотворение, сказка. В поле «Задание»:

    …Устал Лось бродить по лесу и захотел отдохнуть. Прилёг на поляну и попросил Зайца:
    - Разбуди меня через полчасика!
    Засуетился Заяц: ведь сам Лось попросил его.
    - Спи-спи! Разбужу! - пообещал он.
    Лось потянулся и закрыл глаза…


  3. В строке «Заголовок» — кто автор этого произведения? Варианты ответов: Ф. Тютчев, С. Есенин, А. Плещеев. В поле «Задание»: «Береза» («Белая береза под моим окном…»)

  4. Тестовое задание «Ввод с клавиатуры». В строке «Заголовок» - прочитай начало пословицы, вспомни, чем они заканчиваются. Поле «Задание»: Один раз соврешь - другой не ... В поле ответа — поверят.

Вот такие тестовые задания можно использовать на уроке чтения.

Раздел разработки тестовых заданий, находящийся в «КМ-Школе», помогает сделать уроки интересными, занимательными. Облегчает работу учителя и делает её более интересной. С помощью тестового контроля осуществлять проверку знаний за урок можно не раз и не два, а столько раз, на сколько хватит вашей фантазии.

Систематическое применение тестовых заданий разных видов позволяет быстро и достаточно достоверно проанализировать успешность обучения. Результаты выполнения тестовых заданий обязательно анализируются, чтобы достичь осознания каждым обучаемым причины возникновения ошибки.

(17,3 КБ, формат КМА3)

   © ООО «Кирилл и Мефодий», 2009                        Администратор: admin@km-school.ru