Добавить сайт в избранное
 
 Найти
На главную Контакты Карта сайта
О компаниях «Кирилл и Мефодий» и «КМ Образование»
Все о КМ-Школе
Купить КМ-Школу
Обучение
Этапы внедрения
Методическая поддержка
Техническая поддержка
Конкурсы
Наши пользователи
СМИ о нас
Наши партнеры

Школьный сектор ассоциации РЕЛАРН

Все партнеры


Новости Уроки е-КМ-Школа Демо-версия КМ-Wiki

Проблемное изложение на современном мультимедийном уроке
(на примере начальной школы)

И.В. Шалыгина
И.В. Шалыгина

Мы убеждены, что опыт творческой деятельности — неотъемлемая часть социального опыта, без него обучение неполноценно, творчеству можно и должно учить.

Проблемное обучение состоит в том, что в процессе решения учащимися специально разработанной системы проблем и проблемных задач происходит овладение опытом творческой деятельности, творческое усвоение знаний и способов деятельности, формирование активной, творчески относящейся к своей деятельности личности.

Основным методом обучения опыту творческой деятельности является исследовательский. Он предполагает самостоятельное решение учащимися творческих поисковых задач, ориентированных на прохождение всех или большинства этапов исследования. И.Я. Лернер подчеркивал обязательность самостоятельности учащихся при выполнении ими исследовательских заданий. Однако, для того, чтобы ученики могли решать целостную задачу, их необходимо научить самостоятельно выполнять каждый из ее этапов, а также отдельные процедуры творческой деятельности. Поэлементное усвоение опыта творческой деятельности обеспечивается эвристическим методом.

Без этапа частичных поисков освоение опыта творческой деятельности невозможно. Однако исследования психологов и дидактов показали, что участие в частичном решении творческих задач не приводит к формированию умений исследовать и решать целостные проблемы, как бы они ни были просты.

Функции эталона культуры и логики мышления выполняет метод проблемного изложения. Сущность его заключается в том, что он знакомит учащихся не только с найденными решениями научно-познавательных или практических проблем, областью и способами их применения, но и с логикой, подчас противоречивой, поиска этих решений. Таковы три метода проблемного обучения.

Чтобы определить сущность проблемного изложения, необходимо изучить его образцы. За последние три десятилетия в педагогической литературе опубликованы и дидактически проанализированы более двух десятков примеров проблемного изложения. Уже первое знакомство с ними позволяет увидеть, что по содержанию излагаемого в них материала проблемное изложение можно разделить на два вида: первый — проблемное изложение, материалом для которого служит история, генезис какого-то научного открытия, теории, эксперимента и т.п., второй — проблемное изложение, построенное на материале современного научного знания.

Опыт показывает, что в начальных классах изложению историко-научного знания препятствуют возрастные особенности детей, а также малый запас у них знаний. Поэтому первый вид проблемного изложения в начальной школе не применяется.

Мы предлагаем Вам познакомиться с уроком «Мышцы и их значение» по природоведению для 3 класса. В основе этого урока, созданного с использованием Базы Знаний «КМ-Школы», лежат материалы из пособия С.И. Брызгаловой «Проблемное обучение в начальной школе» (Калининград, 1995).

Создавая свой урок в «КМ-Школе», мы использовали трехмерное изображение скелета человека, интерактивную иллюстрацию мышечной системы человека, анимированную иллюстрацию, демонстрирующую сокращение мышц руки. Полностью урок вы найдете на нашем сайте в разделе «Уроки», подразделе «Начальная школа — Окружающий мир».

Проанализируем данный пример проблемного изложения с точки зрения его структуры. Очевидно, что рассказ учителя о мышцах и их значении имеет четкую логику, «сюжет», причем сюжетообразующим компонентом является проблемная задача. Предъявление задачи и ее решение составляют отдельный шаг, этап повествования.

Решение каждой задачи, в свою очередь, также содержит определенные структурные компоненты. Рассмотрим с этой точки зрения последовательность, этапы решения задачи.

Первый этап. Решение задачи (т.е. переформулированной учебной проблемы) начинается с ее предъявления учащимся: Кости человека неподвижны, скелет в целом также неподвижен. В то же время именно кости обеспечивают движения человека. Что же приводит в движение неподвижные кости скелета? На этом этапе уместно использовать трехмерное изображение скелета человека, которое позволяет учителю продемонстрировать различные проекции изучаемого объекта и зафиксировать зрительный образ подвижности-неподвижности скелета.

Затем следует анализ ее условия и вопроса, т.е. выясняется, что в условии задачи нам известно, а что нет. Путем опыта, наблюдения за «поведением» мышцы согнутой и разогнутой руки дети убеждаются, что в покое (рука свободно разогнута) мышцы длиннее и тоньше, в движении (рука согнута) — мышцы короче и толще. Результаты наблюдения — то известное, что включается в условие задачи. На этом этапе использование анимированной иллюстрации (без дикторского текста) позволяет еще раз наблюдать этот процесс, скрытый от нашего взора. Анимированная иллюстрация позволяет изучать трудно наблюдаемые процессы, восхититься сложностью и простотой строения человека, увидеть в таком привычном движении, как сгибание и разгибание руки, удивительную загадку. В данном случае наблюдение за собственным телом и наблюдение за цифровым изображением взаимодополняют и взаимообогащают друг друга.

Неизвестное, искомое определяется вопросом: почему при движении мышца меняет свою форму? Анализ условия задачи составляет второй этап ее решения. Третий этап начинается с наблюдений изменения формы растягиваемой резины, в результате чего делается предположение: может быть, с мышцей происходит то же, что с резиновым жгутом: она растягивается в движении и сокращается в покое?

Четвертый этап: высказанное предположение проверяется наблюдением: вновь сгибается и разгибается рука, ощупываются ее мышцы, вновь растягивается жгут, мысленно сравнивается форма мышц и резины в покое и в движении (решения).

Пятый этап: наконец, убедив детей в правильности предположения, догадки, учитель дает окончательный ответ: при сгибании мышцы всегда происходит изменение ее формы, мышца становится толще и короче, и это изменение называется сокращением.

Выводы, к которым пришли ученики в ходе проблемного изложения, мы предлагаем закрепить эмоционально и эстетически насыщенными иллюстрациями, показывающими красоту движения человека и животных: можно использовать статические иллюстрации спортивных состязаний, полюбоваться бегом гепарда и оленя, восхититься красотой балетных движений. Может быть, после этого урока наши ученики и сами заметят, сколько загадок таит их собственное тело.

Подведем некоторые итоги. Предельно упрощая, можно сказать, что проблемное изложение — это решение проблемных задач учителем «для учащихся». Термин «проблемное изложение» определяет и его форму: это монолог учителя (объяснение, рассказ, доказательство, лекция, сообщение и т.п.).

Психологическая сторона проблемного изложения в значительной степени связана с тем, что предъявление в процессе проблемного изложения системы проблемных задач детерминирует у большей части школьников возникновение проблемных ситуаций, ведущих к желанию преодолеть и объективное противоречие, заключенное в условии задачи, и субъективное противоречие между потребностью найти ответ к задаче и невозможностью дать этот ответ из-за недостатка знаний или отсутствия способа решения задачи.

Возможно ли его использование в начальной школе? Ведь известно, что у детей младшего школьного возраста трудно концентрируется внимание, тем более, что источник информации при изложении учителя — вербальный. Сошлемся здесь на экспериментальные исследования, которые показывают, что проблемное изложение, опираясь на созданную им проблемную ситуацию, способно удерживать внимание младших школьников от 5-7 минут в первом классе до 7-12 минут — во втором и до 20 минут — в третьем (четвертом) классах.

С.И. Брызгалова утверждает, что проблемно излагаться может не только учебный материал по природоведению (ознакомлению с окружающим миром), но и по математике, русскому языку, чтению (литературе), т.е. на любом предметном содержании. Однако из этого содержания необходимо научиться вычленять эпизоды и фрагменты, содержащие информацию, связанную причинно-следственными или, шире, обстоятельственными и/или атрибутивными связями.

Проблемное изложение в начальной школе необходимо сочетать с беседой эвристического или катехизического характера, а также с практическими заданиями (наблюдением, опытом, экспериментом, анализом текста и т.п.) и средствами наглядности. Таким образом, монологическая форма изложения сочетается с диалогической.

Наконец, продуктивным при проблемном изложении оказывается превентивный показ младшим школьникам алгоритма решения проблемных задач учителем. В этом случае план решения проблемной задачи должен быть оформлен на отдельном слайде урока (доске), и учитель в ходе своего монолога привлекает к нему внимание школьников, четко соотнося каждый элемент монолога с планом решения.

Методический рисунок урока на основе проблемного изложения значительно обогащает использование мультимедийных образовательных ресурсов «КМ-Школы»: иллюстраций, трехмерных моделей, видеофрагментов, интерактивных моделей, карт, анимированных иллюстраций и мультимедиалекций. Сопровождающий рассказ учителя зрительный и звуковой ряд позволяет увеличить наглядность обучения, насытить его новыми содержательными ассоциациями, эмоциональными и эстетическими связями.

   © ООО «Кирилл и Мефодий», 2009                        Администратор: admin@km-school.ru